Выставка в честь 80–летия Эдуарда Кочергина открылась в Эрмитаже

Автор фото: ТАСС
Главный художник БДТ Эдуард Кочергин во время сбора труппы Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова.

 

В Эрмитаже открылась выставка в честь 80–летия Эдуарда Кочергина. Редкое по достоинству юбилейное торжество, да и музей под стать юбиляру. Кочергин — театральный художник, уважение к которому даже в театральной среде, живущей ревностью и ехидством, безусловно. Он один из создателей легендарного БДТ эпохи Георгия Товстоногова — главный художник этого театра с 1972–го. Бенефисы Олега Басилашвили, Олега Борисова, Ефима Копеляна, Иннокентия Смоктуновского были предугаданы его эскизами к оформлению спектаклей, в которых они сыграли свои лучшие роли.
Да и успех Товстоногова едва ли был возможен без поддержки Кочергина. Спектакли, известные самым неискушенным зрителям, — "История лошади", "Пиквикский клуб", "Дядя Ваня" — в значительной степени были придуманы им как автором декораций и костюмов.
Увести Кочергина у Товстоногова пытались не раз. Он работал с Камой Гинкасом, Львом Додиным, Юрием Любимовым, Евгением Шифферсом, Анатолием Эфросом и другими известными режиссерами. До БДТ был главным художником сначала Ленинградского театра драмы и комедии, затем Театра Комиссаржевской. Вести счет зарубежным проектам Кочергина пока никто не взялся. Ученик Николая Акимова — создателя позднесоветского Театра комедии, из чьей мастерской вышли классики нонконформизма художники Евгений Михнов–Войтенко, Михаил Кулаков и Олег Целков, — Кочергин продолжает традиции модернистских экспериментов в театре и искусстве.
Его костюмы и декорации просты, неожиданны и эффектны, будь то спектакли по "Бесам" Достоевского, булгаковскому "Господину де Мольеру" или "Братьям и сестрам" Абрамова. Кочергин любит строить на сцене мир–головоломку, где дом становится берегом реки, комната — коридором в лабиринте, скворечники растут на уходящих под потолок жердях, а деревья зацветают люстрами. Эти декорации странны, связаны с пьесой точными ассоциациями и столь убедительно условны, что у вас не остается ни малейших сомнений, что вы смотрите настоящий спектакль. Даже на выставке реальность сценического мира Кочергина, представленного макетами, эскизами, костюмами и фотографиями, захватывает вас полностью.