Два федеральных канала смотрелись бы совсем жалко, если бы годовщину революции 1917 года не заметили, а общая тенденция именно такая: о главном событии ХХ века весь год официальные медиа говорят неохотно, невнятно и расплывчато. Почему — понятно: до сих пор в нашем, уже постсоветском обществе не решен вопрос о том, какое общество мы строим взамен того, которое родилось в 1917 году.
То есть вместо широкого, масштабного общественного обсуждения причин краха советской утопии — главным образом невозможности реализовать идею справедливости и равенства — вместо всего этого нам показали на неделе два художественных сериала, и, как принято говорить весь год, "решайте для себя сами — что это было".
Слово "демон" в названии сериала, посвященного Александру Парвусу (Федор Бондарчук), который, согласно конспирологической версии, "устроил революцию в России на германские деньги", отражает ту единственную концепцию, согласно которой сегодня трактуются события 1917–го. Нам пытаются внушить, что революцию совершили какие–то иррациональные силы, извне, что вмешались именно что "демоны".
Читайте также:
Кино
Все в сад. Фильм "Три сестры" режиссера Юрия Грымова
Ни о каких народных массах речи теперь не идет. Никто даже не пытается задуматься над тем, что такие масштабные события в истории не могут произойти по воле одного либо нескольких человек или в результате заговора, а только в результате соединения миллионов воль, желаний, которые совпали. Эта тема — табу для современного телевидения. Вероятно, самое главное табу. Одновременно в советском проекте — согласно той же официальной трактовке — было "много хорошего". Соединить две эти концепции — что "1917 год — это плохо", но советский проект в целом оказался "хорошим" — не под силу даже самому смелому диалектику.
Но все это, конечно, мало беспокоит создателей телесериалов, и в одном, и в другом телепроекте используется давно обкатанный принцип карнавализации истории. То есть, вместо того чтобы размышлять и анализировать, авторы предпочитают "раскрашивать" известные события истории.
Например, Ленина в обоих сериалах играют известные актеры (Евгений Стычкин в "Троцком" и Евгений Миронов в "Демоне") — и все после этого будут обсуждать не ленинские, пусть и утопические идеи, а то, хорош Ленин в исполнении актера такого–то или не хорош, похож или не похож. К пониманию причин революции это не продвигает нас ни на йоту.
Для постсоветского зрителя эти сериалы, конечно, покажутся верхом откровенности — постельных сцен с вождями революции у нас еще не было, но при этом все остальное вызывает скорее чувство пустоты, недоговоренности, вульгарного упрощения жизни.
Это важная примета нынешней России: она отличается от предыдущих эпох пренебрежением к глубинам человеческой природы, неверием в человека в принципе, уверенностью в том, что все на свете является лишь итогом манипуляции. Услужливые кинематографисты, которые творят на бюджетные деньги, чутко уловили этот запрос — и умудряются уже много лет говорить, ничего не сказав, то есть научились толочь воду в ступе.
Особенно показательно это на примере важнейших событий прошлого — например, того же 1917 года, который определил судьбу всего мира на целое столетие вперед. Казалось бы — вот поле для глубокого художественного анализа, интерпретаций, размышлений, но в ответ мы видим только карнавал и кукольный театр. Оба сериала — они, конечно же, не о 1917 годе, а о нас, живущих в 2017–м — и не умеющих либо неспособных в принципе что–то сказать по существу.