Тупик революции. Сериалы "Демон революции" (телеканал "Россия 1") и "Троцкий" (Первый канал)

 

Два федеральных канала смотрелись бы совсем жалко, если бы годовщину революции 1917 года не заметили, а общая тенденция именно такая: о главном событии ХХ века весь год официальные медиа говорят неохотно, невнятно и расплывчато. Почему — понятно: до сих пор в нашем, уже постсоветском обществе не решен вопрос о том, какое общество мы строим взамен того, которое родилось в 1917 году.
То есть вместо широкого, масштабного общественного обсуждения причин краха советской утопии — главным образом невозможности реализовать идею справедливости и равенства — вместо всего этого нам показали на неделе два художественных сериала, и, как принято говорить весь год, "решайте для себя сами — что это было".
Слово "демон" в названии сериала, посвященного Александру Парвусу (Федор Бондарчук), который, согласно конспирологической версии, "устроил революцию в России на германские деньги", отражает ту единственную концепцию, согласно которой сегодня трактуются события 1917–го. Нам пытаются внушить, что революцию совершили какие–то иррациональные силы, извне, что вмешались именно что "демоны".
Ни о каких народных массах речи теперь не идет. Никто даже не пытается задуматься над тем, что такие масштабные события в истории не могут произойти по воле одного либо нескольких человек или в результате заговора, а только в результате соединения миллионов воль, желаний, которые совпали. Эта тема — табу для современного телевидения. Вероятно, самое главное табу. Одновременно в советском проекте — согласно той же официальной трактовке — было "много хорошего". Соединить две эти концепции — что "1917 год — это плохо", но советский проект в целом оказался "хорошим" — не под силу даже самому смелому диалектику.
Но все это, конечно, мало беспокоит создателей телесериалов, и в одном, и в другом телепроекте используется давно обкатанный принцип карнавализации истории. То есть, вместо того чтобы размышлять и анализировать, авторы предпочитают "раскрашивать" известные события истории.
Например, Ленина в обоих сериалах играют известные актеры (Евгений Стычкин в "Троцком" и Евгений Миронов в "Демоне") — и все после этого будут обсуждать не ленинские, пусть и утопические идеи, а то, хорош Ленин в исполнении актера такого–то или не хорош, похож или не похож. К пониманию причин революции это не продвигает нас ни на йоту.
Для постсоветского зрителя эти сериалы, конечно, покажутся верхом откровенности — постельных сцен с вождями революции у нас еще не было, но при этом все остальное вызывает скорее чувство пустоты, недоговоренности, вульгарного упрощения жизни.
Это важная примета нынешней России: она отличается от предыдущих эпох пренебрежением к глубинам человеческой природы, неверием в человека в принципе, уверенностью в том, что все на свете является лишь итогом манипуляции. Услужливые кинематографисты, которые творят на бюджетные деньги, чутко уловили этот запрос — и умудряются уже много лет говорить, ничего не сказав, то есть научились толочь воду в ступе.
Особенно показательно это на примере важнейших событий прошлого — например, того же 1917 года, который определил судьбу всего мира на целое столетие вперед. Казалось бы — вот поле для глубокого художественного анализа, интерпретаций, размышлений, но в ответ мы видим только карнавал и кукольный театр. Оба сериала — они, конечно же, не о 1917 годе, а о нас, живущих в 2017–м — и не умеющих либо неспособных в принципе что–то сказать по существу.