Диплом или образование

 Множество выпускников даже престижных вузов не могут найти желаемую работу. Причин тут много.

Артем Пичугин, руководитель программ по большим данным Newprolab:
Большая часть поступающих в вузы выбирают специальность, исходя из интересов родителей или иных советчиков. Аргументы в пользу образования могут быть разными: от наличия связей в университете до убеждения старшего поколения, что это необходимость. А для мужчин важную роль играет отсрочка от армии. Почему в итоге блестяще окончивший вуз человек боится приступать к работе или даже не понимает, на какую должность может претендовать? Ответ прост: несоответствие образования сегодняшним реалиям.
Чтобы выдать диплом установленного образца, университет должен подчиняться разработанным "свыше" рекомендациям. И, вместо того чтобы уделить внимание практике, студенты вынуждены проводить время за изучением не того предмета или не того материала. Сам факт наличия диплома для некоторых работодателей уже не является определяющим при приеме на работу. Знания и опыт значат больше. А где их получить, если не в вузе?
Курсы для новых востребованных профессий в университетах просто не успевают появиться, и дефицит кадров приходится покрывать частным образовательным компаниям. Все они хотят помочь человеку получить новую профессию не за 2 года, как на магистерской программе, а гораздо быстрее, например за 3 месяца. Имея такие ограничения в сроках, приходится не только использовать новые образовательные методики и технологии, но и применять нестандартные подходы к обучению. Например, материал должен быть ориентирован на конкретные задачи. Вопрос: "Зачем мне этот материал?" — можно услышать уже в старших классах школы. Для взрослого человека тем более программа должна быть выстроена вокруг реальных проектов, проблем. Тогда человек понимает, зачем он получает эти знания, и становится жадным до них.
Слушатели должны иметь возможность сразу применять знания в работе, а не только погружаться в теорию. И в основе обучения должен лежать опыт. Например, вместо того чтобы рассказывать про основы дизайна, физику и эргономику, можно дать человеку задание сконструировать табурет. И потом накладывать знания на опыт ошибок и удач. Слушатели должны быть самостоятельными. С одной стороны, "высокий уровень сервиса" можно понять как желание подавать знания на блюдечке. Но это формирует тепличные условия. Человек оказывается зависим от обработанной и гладко выстроенной информации, а в реальной жизни приходится разбираться на форумах и специальных ресурсах. Поэтому приходится находить баланс.
Правительство России стремится к снижению доли граждан, получающих образование: соотношение лиц со средним специальным и высшим должно быть 65% к 35%, заявила Ольга Голодец. Но количество вузов растет обратно пропорционально качеству знаний. Это приводит к переизбытку на рынке специалистов с недостаточным уровнем знаний, что, в свою очередь, побуждает работодателей обращать внимание именно на знания, а не на диплом. Интересно, что в Китае лишь 10% людей имеют высшее образование, тогда как в России — 54%.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе « Блоги «ДП » .