Как банковское лобби влияет на рынок недвижимости

В среду министр строительства и ЖКХ Михаил Мень рассказал журналистам о поручении президента – проработать возможность перехода через банковское сопровождение от долевого строительства к проектному финансированию, пишет «Газета.ру»

Ольга Добрынина, основатель и генеральный директор New-flat.com
Очевидно, что банковское лобби в России очень сильное. И его многолетние попытки взять под контроль финансовые потоки рынка недвижимости после отмены системы долевого строительства, похоже, станут реальностью уже через 3-5 лет.
Уход от долевого строительства и переход на проектное финансирование, безусловно, приведет к повышению цен для конечного потребителя. Сейчас разница между готовым домом и домом на этапе котлована варьируется в пределах 30-50%. То есть у конечного покупателя есть реальная возможность сэкономить и приобрести квартиру дешевле. Конечно, в этом случае есть свои риски, но 90% из них связаны с тем, что застройщик построит не то, что обещал в рекламных буклетах. При этом если покупатель на этапе выбора будет ориентироваться не на то, что написано в рекламе, а на то, что указанно в проектной документации, эти риски можно свести практически к нулю.
Все же проблемы с недостроенными объектами и обманутыми дольщиками связаны скорее с тем, что государство не может контролировать мошенничество на рынке недвижимости и пытается переложить ответственность за это на законопослушных застройщиков. На мой взгляд, государство должно создавать благоприятные условия для ведения девелоперского бизнеса для ответственных и готовых работать в рамках действующего законодательства застройщиков и закрывать окна возможностей для любого рода мошеннических схем на рынке недвижимости с помощью законов. Так, например, последние изменения 214-ФЗ обязали всех застройщиков публиковать проектную документацию. И теперь любой потенциальный клиент может на сайте застройщика узнать, кому принадлежит земля под объектом строительства, прочитать, что именно будет построено в проектной экспертизе, состав квартир и нежилых помещений в доме в проектной декларации.
Вообще, все изменения 214-ФЗ за последние несколько лет приводят к тому, что с рынка уходят мелкие застройщики и рынок больше монополизируется. И это очень плохо опять же для конечного потребителя. Как известно, конкуренция порождает качество. Уже сейчас можно наблюдать, что застройщики, реализующие небольшое количество объектов, ведут себя перед потенциальными покупателями более ответственно, аккуратно размещая на своих сайтах всю документацию и подробные фотоотчеты со стройки. Некоторые даже публикуют план производства работ и процент их выполнения. Самое интересное, что это их заставляет делать сам рынок, а точнее конкуренция: чтобы заслужить доверие потребителя, они вынуждены быть более открытыми. Крупные застройщики же до сих пор позволяют себе не предоставлять даже обязательную информацию на сайте, а когда читаешь имеющуюся, то можно заметить множество ошибок и несостыковки в цифрах. Это говорит о том, что контроль в крупных компаниях гораздо хуже, а если они станут еще и монополистами, то покупатели будут вынуждены приобретать жилье в новостройках худшего качества. Да к тому же и по большей цене.