Дискуссии о низменном: с кем и за что судятся религиозные организации

"ДП" изучил судебные споры, которые вели в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти различные религиозные организации с органами власти, сетевыми монополистами и своими контрагентами — подрядчиками, поставщиками и благотворителями.

За 10 лет существования электронной картотеки арбитражных дел Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти рассмотрел 231 дело, каким–либо образом затрагивающее интересы религиозных организаций. В 77 исках эти организации выступили заявителями, в 144 — ответчиками, в 10 — третьими лицами.
Как и следовало ожидать в начале нашего исследования, большинство споров в арбитраже проходит с участием приходов Русской православной церкви (115). На втором месте по активности — различные общины, объединения и церкви евангельских христиан (37), на третьем — приходы лютеранской церкви (24), на четвертом — еврейская религиозная община "Асконим" вместе с Еврейской общиной Петербурга (21). Свидетели Иеговы судились в Петербурге девять раз, католики — восемь, Древлеправославная поморская церковь — три, буддисты и старообрядцы — по два, Российская православная автономная церковь — всего один раз.

Долги за свет истины

Весьма распространенная причина судебных исков к религиозным организациям — долги за коммунальные услуги (36 дел). Так, ГУП "Водоканал СПб", Петербургская сбытовая компания и Жилкомсервис № 1 с 2012 года регулярно судятся с еврейской общиной "Асконим", требуя с нее долги за свет и воду. В 2015 году задолжал 33 тыс. рублей за свет и Евангелическо–лютеранский приход Святого Михаила, Невская община Древлеправославной поморской церкви не заплатила "Петербургтеплоэнерго" 35 тыс. рублей за март 2017 года, а приход Святителя Игнатия Брянчининова в Старом Петергофе (РПЦ) той же организации задолжал 83 тыс. рублей. Впрочем, рекордсменом по долгам за сетевые блага стал приход храма Воскресения Христова в Шушарах — его неплатежи ГУП "ТЭК" за 2011–2015 годы превысили 1,2 млн рублей. В итоге судебного спора стороны заключили мировое соглашение, по которому монополист списал 200 тыс. рублей, а 1 млн рублей приход обязался вернуть в рассрочку.
Чуть меньше претензий к служителям культа накопилось у Пенсионного фонда России: его отделения подали к ним 31 иск о взыскании штрафов за несвоевременное предоставление сведений о своих сотрудниках. Забыли сообщить о своих певчих и дьяконах батюшки девяти православных храмов, а также петербургская лютеранская община св. Екатерины и церковь Триединого Бога в Приозерске.
А вот Центр Свидетелей Иеговы в 2015 году (когда эта организация еще не была запрещена в РФ) девять раз судился с Выборгской таможней, которая все эти разы останавливала на границе ехавшие из Финляндии автомашины с книгами и брошюрами. Литература отправлялась таможенниками на экспертизу на предмет экстремизма, после чего "товар" изымался в рамках дел об административных правонарушениях. Попытки иеговистов оспорить эти дела в суде ни к чему не привели.
Зато приход Крестовоздвиженской церкви в Ополье успешно оспорил предписание Госпожнадзора: у инспекторов, нашедших многочисленные нарушения в использовании подсвечников, в суде возникли проблемы с идентификацией прихода и здания.

Спор за грешную землю

На третьем месте по популярности — споры между религиозными организациями и КИО (ранее КУГИ) Петербурга и КУГИ Ленобласти (26 исков) о признании права собственности на землю и объекты недвижимости. В большинстве случаев истцом выступает комитет: он требует признать построенный храм собственностью государства. Как правило, это делается в интересах самого прихода, построившего храм на благотворительные средства: у церковных строителей нередко возникают проблемы с документальным оформлением возведенных объектов (особенно в охранных зонах КГИОП). В богоугодных целях чиновники по суду оформляют "объекты самовольного строительства" в собственность субъекта РФ, после чего передают их приходам в бессрочное пользование. Так они поступили с часовнями в Приморском парке Победы, в Сестрорецке и на ул. Сикейроса, а также с Софийским собором в Пушкине. Так же был оформлен реконструированный за счет Армянской апостольской церкви храм на наб. реки Смоленки.
Но не ко всем чиновники имущественного блока столь лояльны. Например, приход святой преподобной мученицы Елисаветы Российской автономной православной церкви КУГИ Петербурга несколько лет пытался обязать по суду снести самовольно построенный храм на ул. Вавиловых и освободить незаконно занятый участок. Однако суды иск удовлетворили частично: храм был построен еще в 2010 году, а иск подан лишь в 2014–м, так что срок давности для требования снести самострой был пропущен. Общину лишь обязали освободить неиспользуемую для молитв часть участка.
Сами религиозные организации тоже не прочь получить по суду в собственность объекты государственной недвижимости. Например, приход Крестовоздвиженского казачьего собора требовал у КИО Петербурга передать ему три помещения и квартиру в д. 56 по Лиговскому пр., где до революции была богадельня заштатного духовенства на 70 человек. Но комитет, а за ним и суд отказали: богадельня не имела религиозной ценности. С тем же результатом завершилось рассмотрение иска старообрядческой церкви об обязании КИО передать ей бывшую богадельню на Московском пр., 108, выселив оттуда детскую музыкальную школу им. Андреева.
Больше повезло Евангелическо–лютеранскому приходу города Выборга, который успешно отсудил у муниципальных чиновников дом прихода кафедрального лютеранского собора. Впрочем, когда эта же община подала аналогичный иск к Минобороны — о признании права собственности на нежилое здание церкви святых Петра и Павла в Выборге — она потерпела фиаско: это здание, числящееся в военных реестрах как "объект № 19 военного городка № 205", оказалось памятником федерального значения, претендовать на который имеют право лишь централизованные религиозные организации. Лютеранский же приход — организация местная.

Мирское соглашение

Особое место среди околорелигиозных арбитражных дел занимают споры церквей с бизнес–структурами. Чаще всего речь идет о православных приходах, взыскивающих убытки и неустойки с подрядчиков, делавших ремонты в храмах, а также о подрядчиках, требующих оплаты выполненных работ. Например, приход храма св. Царственных Страстотерпцев на пр. Ветеранов взыскивал неотработанные авансы (150–200 тыс. рублей) с ООО "СМУ № 8" и ООО "Форсаж", а ООО "Рестамп" потребовало 1,6 млн рублей с Новодевичьего монастыря (истец забрал заявление в связи с погашением долга). Больше всех (по количеству) претензий было у компании "Усть–Луга" к приходу храма Святой Троицы в Усть–Луге, а самый крупный долг взыскивала корпорация "Р–Индустрия" с прихода храма Сошествия Святаго Духа на Апостолов. Подрядчик, построивший храм, требовал 52 млн рублей, но в итоге заключил с храмом мировое соглашение, по которому простил 12 млн, а на 40 млн дал пятилетнюю рассрочку.
Вообще бизнесмены, работающие на благо церкви, часто проявляют смирение и идут на мировую. Так, "Трест–36" и храм преподобного Серафима Вырицкого в Купчино отказались от взаимных претензий на 450 тыс. и 1,2 млн рублей, а ООО "Норма–Бетон" согласилось подождать свои 700 тыс. рублей лишние 2 месяца.
А один приход — храма Сретения Господня на Гражданском пр. — засветился даже в корпоративном конфликте между совладельцами АО "Экситон аналитик". Акционер, владеющий 50% компании, оспорил в суде и признал незаконным приказ гендиректора о пожертвовании на этот храм 1 млн рублей из прибыли (из–за чего на дивиденды пошло не 100 млн, а 99 млн рублей). Впрочем, деньги взыскивать у церкви бизнесмен не стал, а взыскал их с директора как убытки.