Что мешает несырьевому экспорту России

 После девальвации рубля в конце 2014 года долгое время мы наблюдали снижение экспорта как в стоимостном, так и в физическом выражении. Многие компании не выдержали изменений и вовсе ушли с рынка — как иностранные, так и российские. Большинство компаний из–за разбалансировки в структуре прибыли от продажи импортных и отечественных товаров оказались без подушки безопасности и остановили рисковые операции.

Наталья Подгорецкая, председатель комитета по развитию экспорта и импорта петербургской "Деловой России", вице-президент Фонда развития международной торговли:
Картина начала меняться только в начале 2017 года. По предварительным статистическим данным, мы видим рост несырьевого экспорта, который в первом полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года увеличился на 18,8%.
Для старта экспорта компании из любого сегмента требуются серьезные усилия, а вот дальнейшая поддержка экспортных поставок уже менее ресурсозатратна. Для многих российских компаний экспорт более выгоден, нежели торговля на внутреннем рынке при падающем спросе. Поэтому статистика экспорта по 2017 году должна показать серьезные объемы в несырьевом секторе.
На данном этапе развития основное препятствие для роста несырьевого экспорта заключается в неконкурентоспособности многих российских товаров на мировой арене. Это складывается из разных факторов — дороговизна ресурсов и финансовых инструментов, высокие административные барьеры, отсутствие условий для иностранных инвестиций, непрофессиональный менеджмент, сложности с транспортировкой грузов.
Из нашей практики мы видим, в чем неконкурентоспособность товаров и российских компаний. Прежде всего чрезвычайная медлительность по сравнению с другими участниками международного рынка. Многие процессы длятся годами. Возможно, это связано с неопытностью многих новоявленных экспортеров несырьевого сектора. До сих пор простой алгоритм товарного экспорта — один из самых востребованных обучающих файлов у экспортеров. Замедляет развитие экспорта и отсутствие необходимой для конкретного рынка сертификации. Пока сертификаты не будут готовы, все усилия по маркетингу и переговорам — как вода в песок.
В технологическом смысле российская продукция машиностроения, например, полностью устраивает покупателей африканских стран. Развитые страны часто имеют более качественные в техническом смысле аналоги, и конкурировать с местными игроками можно только по цене. Обычно с этим сталкиваются поставщики продукции с высокой степенью переработки. Многие экспортеры лишены возможности полноценно пользоваться финансовыми инструментами — например, они не могут предложить покупателю отсрочку платежа за счет факторинга и кредитного страхования. Здесь вопрос именно в высокой стоимости этих инструментов в России. Подводит и банальное незнание иностранного языка. Проблемы с поиском квалифицированных сотрудников, свободно владеющих английским, сохраняются, особенно в регионах.
Снижают конкурентоспособность и неоптимизированные процессы на производствах. Недавние исследования показали, что эффективность одного сотрудника в странах Центральной и Восточной Европы почти в 2 раза выше, чем в России.