Стань культурным или уйди

Оздоровление банковской системы не сводится только к ее чистке, в первую очередь это повышение культуры банковского бизнеса. Нельзя навязывать заемщикам кредиты, которые они впоследствии не смогут обслужить, нельзя собирать вклады, если нет четкой модели бизнеса, позволяющей их безусловно вернуть, интересы клиента должны быть абсолютным приоритетом для банкира…

Алексей Симановский, член совета директоров Банка России:
Нормальный бизнес, и прежде всего банковский, предполагает как минимум три составляющие: капитал, знания (опыт) и совесть. К сожалению, в конце 1980–х годов, когда начиналась рыночная эпоха и банковский сектор появился фактически ниоткуда, все три составляющие были в остром дефиците.
Существует три наиболее типичные причины, которые приводят банки к серьезным проблемам: агрессия, концентрация рисков и криминал. Агрессия может проявляться в чрезмерно быстром расширении бизнеса, прожорливом поглощении других финансовых посредников и предприятий реального сектора, в привлечении средств по завышенным ставкам, в оголтелой рекламе… Агрессия порождает серьезные дефекты управления даже в тех случаях, когда исходный уровень управления является приемлемым. Концентрация рисков — это всегда угроза устойчивости. Наиболее опасной формой является концентрация на аффилированных с банками лиц, когда банк фактически становится карманом владельца со всеми вытекающими последствиями. Наконец, криминал можно разделить на два типа: для незаконного обогащения и для сокрытия незаконного обогащения или неэффективного управления. К первому относятся хищения (вывод активов) и мошенничество при привлечении средств кредиторов (например, внебалансовые вклады). Недостоверные учет и отчетность (манипулирование) служат для сокрытия мошенничества, хищений и нарушений норм устойчивости. А для поддержания внешнего благополучия проводятся разного рода фиктивные операции и сделки. Эти художества обслуживаются теневой индустрией с консультантами, юристами, "потемкинскими" заемщиками и другими участниками, готовыми за соответствующее вознаграждение помочь поглубже зарыть правду.
Раскапывать эту правду непросто. В том числе потому, что банковский надзор, по сути, занимается расследованием хозяйственных преступлений, но не имеет возможности использовать специальные инструменты, которые применяются в оперативно–разыскной деятельности для раскрытия преступлений. Законодательство наделяет банковский надзор возможностями по ограничению рисков, обусловленных работой банков как финансовых посредников, но не предоставляет специальных полномочий по раскрытию преступлений. Это, впрочем, общемировая практика: каждое ведомство должно заниматься своим делом.
Выходом из ситуации является более тесное сотрудничество надзора с правоохранительными органами. Такое сотрудничество развивается особенно интенсивно в последние несколько лет, что дает определенные плоды: больше банкиров, преступивших закон, преследуется и осуждается. Задача здесь состоит в том, чтобы соразмерное наказание за совершенное преступление стало неотвратимым. Это позволит существенно поднять уровень ответственности тех, кто берет на себя роль капитанов финансовой индустрии, и будет способствовать повышению культуры банковского бизнеса.