С ноября прокуратура начнет штрафовать петербургских отельеров, не оформивших паспорт безопасности

Крупные отели, как правило, имеют в своем распоряжении все средства обеспечения безопасности. Но малым отелям не повезло: на то, чтобы выполнить требования с нуля, уйдет около 300 тыс. рублей.
Автор фото: Свистунова Валентина
Крупные отели, как правило, имеют в своем распоряжении все средства обеспечения безопасности. Но малым отелям не повезло: на то, чтобы выполнить требования с нуля, уйдет около 300 тыс. рублей.
Автор фото: Свистунова Валентина

С 6 ноября прокуратура сможет штрафовать отельеров, которые не успели в срок оформить паспорт антитеррористической безопасности.

С 6 ноября прокуратура получит право штрафовать отельеров, у которых нет паспорта безопасности. Пока речь только о гостиницах более чем на 50 номеров, до малого бизнеса очередь дойдет в августе 2018 года. "Этой осенью при комитете по туризму будет создан специальный штаб для регулирования выдачи паспортов", — отмечает заместитель председателя комитета Нана Гвичия.

Все по расписанию

Паспорт безопасности — это заверенный опросный лист, где указано, установил ли отельер все нужное оборудование и соблюдает ли инструкции. Чтобы получить паспорт, поясняют чиновники, нужно написать запрос на формирование комиссии по его выдаче в территориальный орган Росгвардии или ФСБ. С апреля 2017 года получение паспортов регулирует постановление правительства №447. До этого паспорта тоже требовали (постановление №272), но только у отелей более чем на 50 постояльцев. Теперь мини–отели тоже должны предоставить документ. Постановление делит гостиницы на четыре категории опасности по количеству возможных жертв при теракте. По сути, по своему размеру мини–отели попали в четвертую категорию.
"В постановлении четко прописаны все сроки", — говорит Сергей Груздь, председатель правления ассоциации "Безопасность отелей". На создание комиссии бизнесу дали 2 месяца: с середины апреля до середины июня. Еще 20 дней — на проверку, оценку уязвимости, составление акта проверки. На саму подготовку документа дали 3 месяца, еще 20 дней — на его согласование. "Если все это суммировать, получается, что 6 ноября все отели с первой по третью категории опасности должны иметь паспорт, а тех, у кого его нет, можно штрафовать, — поясняет Груздь. — А у отелей четвертой категории к этому времени на руках должен быть план мероприятий по подготовке".
Как поясняет адвокат Сергей Головин, паспорт антитеррористической безопасности составляет комиссия, созданная собственником отеля. Перед утверждением необходимо, чтобы гостиница независимо от категории опасности была оснащена системой видеонаблюдения, экстренного оповещения, охранного освещения, пожарной безопасности, а также кнопкой экстренного вызова полиции, стендами с планом эвакуации, телефонами спасательных служб и др.
"Если паспорта нет, прокуратура может наложить штраф до 100 тыс. рублей (для юрлица) или остановить работу отеля до 90 суток", — говорит Головин.

Филькина грамота

Сами же предприниматели к паспорту относятся скептически, считая его формальностью. Например, от отельеров требуют установить рамки–металлоискатели, которые бизнес считает бесполезными: почти у каждого человека есть с собой что–то металлическое. "Очередная филькина грамота, — резюмирует отельер, владелец ООО "Лотган" Дмитрий Даньшов. — У меня в отеле работает один шеф–повар, зато целых три юриста — все оформляют разрешительные документы. Чиновники не знают, как еще проявить рвение".
Наталья Овечкина, коммерческий директор апарт–отеля Upgrade, рассказывает, что компания самостоятельно оформляла паспорт. Если обратиться в специализированную организацию, стоимость услуги составит около 40 тыс. рублей, однако в конечном итоге все равно значительную часть работы придется выполнять самому отельеру (например, собирать и согласовывать документы). "Мы не заметили изменений после получения паспорта, — говорит она. — Разве что посмотрели на себя с этой точки зрения, внесли незначительные корректировки".
В Петербурге работают 504 гостиницы и еще около 1,5 тыс. мини–отелей, хостелов и гостевых домов. Как всегда, сложности возникают именно у малого бизнеса. Крупные отельеры рассказывают, что все эти требования (за редким исключением) они давно соблюдают, для них паспорт — просто документ, который фиксирует то, что уже сделано. А для малых предпринимателей это часто невыполнимая нагрузка. Как рассказывают участники рынка, видеокамеры и тревожные кнопки есть у большинства, а вот освещение на случай отказа электричества и система оповещения для хостельеров слишком дороги. Затраты на модернизацию с учетом человеко–часов оценивают до 200–300 тыс. рублей (в зависимости от того, что уже сделано).
Кристина Кузнецова, генеральный менеджер Domina St. Petersburg, отмечает, что само оформление паспорта бесплатно. "Такой паспорт необходим, это привычная европейская практика, доказавшая эффективность, — говорит она. — Срок его действия — 3 года. Руководитель службы безопасности отеля готовит документы и представляет на согласование районным органам ФСБ, МВД, МЧС и Росгвардии. Финальный вариант утверждает глава района".