Так ли нам нужен новый европротокол

Государственная дума России одобрила в первом чтении законопроект об увеличении страховых выплат по европротоколу до 100 тыс. рублей. Напомним, европротокол – возможность, не ожидая приезда ГИБДД, оформить аварию без пострадавших. Сейчас максимальная сумма ущерба, которую можно возместить таким образом, составляет 50 тыс. рублей. Количество оформляемых таким образом происшествий в последние годы растет, в целом по стране доля европротокола составляет 30%, сообщает "Коммерсантъ".

Сергей Смирнов, юрист, автоэксперт, редактор журнала «За рулем»:
Итак, Госдума в первом чтении приняла законопроект по изменениям в европротоколе. Но так ли они нам нужны?
Напомню: европротокол – это очень полезная процедура, в рамках которой ДТП оформляется без участия сотрудников ГИБДД, что, в свою очередь, экономит много времени как потерпевшим, так и окружающим автомобилистам. Полчаса – и можно разъезжаться. Ни очередей, ни пробок. И страховая довольна.
Сегодня оформить ДТП по европротоколу можно, если:
• в аварию попало два транспортных средства, причем эта авария – именно столкновение двух автомобилей, а не что-то иное;
• вред жизни и здоровью причинен не был, причем не только водителям, но и пассажирам или пешеходам;
• кроме автомобилей – участников ДТП, больше никакое имущество повреждено не было;
• у водителей должны быть действующие полисы ОСАГО или «Зеленая карта» (если водитель иностранец);
• у попавших в аварию не должно быть разногласий на тему того, кто как ехал, как произошло столкновение и на каком автомобиле что повреждено. Таким образом, тот, кто невиновен, получит от страховой компании выплату по ОСАГО в размере до 50 тыс. рублей.
Важно: Если ДТП произошло в Москве (Московской области) или Санкт-Петербурге (Ленинградской области), если факт ДТП был зафиксирован с помощью фото- или видеосъемки, данные о положении транспортных средств при ДТП были зафиксированы с помощью технологий глобальных спутниковых навигационных систем и вся эта информация в некорректированном виде передана в страховую компанию, то можно рассчитывать на выплату до 400 тыс. рублей. И это все без вызова сотрудников ГИБДД.
Вроде бы все логично. 50 тыс. рублей на мелкий ремонт хватает без всяких проблем. Требования к его оформлению вполне справедливые. Казалось бы, что еще можно улучшить, если сейчас все так, как должно быть?
Что нам предлагают авторы законопроекта:
• Оставить вопрос с разногласиями в стороне. Выплата по ОСАГО должна быть сделана даже в том случае, если оба участника ДТП дают противоречивую информацию о происшествии.
• Увеличить сумму выплат до 100 тыс. рублей. Это при том, что средняя выплата по ОСАГО – в районе 70 тыс. без всякой привязки к европротоколу.
• Обстоятельства, точнее последствия, ДТП можно фиксировать с помощью смартфона, на котором установлено специальное мобильное приложение для фотографирования.
Чем это всем нам грозит:
• Если нет надежной, подтвержденной информации о ДТП, то неясно, кто потерпевший, а кто ответственный за причинение вреда. В этой ситуации никто никогда не получит 100% возмещения ущерба, так как закон в этом случае предполагает выплаты соразмерно степени вины каждого участника и страховщики, как правило, возмещают по 50% каждому участнику ДТП. Это прямое нарушение прав потребителей и прямая дорога в суды. Все мы, автомобилисты, будем платить за чужие ошибки. И не раз, и даже не два. А бесконечное множество раз. И ремонтировать автомобиль за собственные деньги, потому что страховки может не хватить.
• Разгул мошенничества. Страховым мошенникам только дай повод. Столкновения начнутся повсеместные. Увеличится количество пробок, увеличится размер выплат и ДТП, полис ОСАГО обесценится и перестанет осуществлять свою функцию социальной поддержки.
А если законопроект говорит, что необязательно фиксировать сам факт и момент столкновения и достаточно фотографий автомобилей после события (которого, может быть, и не было!), то никакой, даже самый высококвалифицированный детектив не сможет определить, что произошло на самом деле.
Получается, что законопроект лишь продуцирует новые проблемы, а не решает те, что были раньше. Да и были ли они в рамках европротокола? Вопрос остается открытым.