На пути к Музею блокады

В Петербурге подведены итоги конкурса архитектурных проектов нового музейно-выставочного комплекса "Оборона и блокада Ленинграда". Как следует из сообщения пресс-службы заказчика конкурса, АО "Центр выставочных и музейных проектов", победителем стал проект "Студии 44" петербургского архитектора Никиты Явейна, сообщает РБК.

В сообщении уточняется, что решение было принято совместно городским правительством и комитетом по градостроительству и архитектуре Смольного. Выбор был сделан после подсчета голосов и консультаций с жителями блокадного Ленинграда и ветеранскими организациями.
Согласно проекту Явейна, музейный комплекс будет иметь вид пологой возвышенности диаметром 164 м и высотой 18 м. Нижний пояс этого холма — ступенчатый (что обращает его в инверсию античного театра, где декорацией и главным действующим лицом выступает город). "Вершина холма переосмысливает архетип священной рощи: здесь из земли прорастает скульптурная группа объемов — дома блокадного Ленинграда, израненные осколками снарядов, опаленные фугасным огнем — но выстоявшие", — говорится в сообщении комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга (КГА).
Никита Явейн, руководитель архитектурного бюро "Студия 44":
Мы лидировали во всех рейтингах жюри, и до конкурса, и во время него, но эйфории от победы не испытываем. Мы отдаем себе отчет, что этот проект будет, пожалуй, самым морально ответственным, сложным за последние годы: у каждого петербуржца свое представление о блокаде и о том, как нужно о ней рассказывать. Понятно, что учесть все мнения будет чрезвычайно сложно. Наша конкурсная концепция — только первое приближение к будущему музею, всем нам только предстоит понять, какой будет экспозиция, какие факты в ней будут отражены. Проблема еще и в том, что мы немного упустили время, когда нужно было делать такой музей. Жителей блокадного Ленинграда становится все меньше. Но не создать его — это как не поставить памятник родителям.  
Музеев войн, геноцида и катастроф в мире построено немало, и мы, разумеется, этот опыт изучали. Есть музеи Холокоста — среди них я бы выделил прекрасный мемориал Яд ва-Шем в Иерусалиме архитектора Моше Сафди и Еврейский музей в Берлине Даниэля Либескинда. Есть Музей 11 сентября, Музей мира в Хиросиме, Музей Второй мировой войны в Гданьске...
В последнее время в идеологии такого рода музеев наметилась важная тенденция: показывать трагические события с точки зрения обычного человека, мирного населения. В нашем проекте в самом центре музейного пространства — блокадные комнаты, где звучат отрывки из дневников жителей блокадного города. Здесь ощущение личной боли, трагедии достигает максимума.
На наш взгляд, главное в архитектуре музея — это структура и организация экспозиционного пространства. У нас круговая диорама с хронологическим изложением истории сочетается с отсутствием жестко заданного экспозиционного маршрута внутри кольца. Посетитель волен выбирать последовательность осмотра — от перемены мест слагаемых сумма впечатлений не изменится.    
Пока даже приблизительно не могу сказать, сколько времени может занять реализация этого проекта, это должен решать заказчик