Бизнес хочет простоты. Предприниматели обсудили с главой Петербургского отделения ФНС проблемы налоговой системы

Автор фото: Евгений Грин
Валентина Корязина, глава ФНС по Санкт–Петербургу, на встрече с предпринимателями. 

УФНС снизило число проверок, но остались проблемы блокировок счетов и долгов из–за слишком сложной отчетности.

Предприниматели на встрече с главой Петербургского отделения ФНС Валентиной Корязиной в Санкт–Петербургском союзе предпринимателей рассказали, что их основные претензии к налоговой системе касаются законодательства. Это, во–первых, блокировки счетов из–за незначительных долгов, иногда до 10 рублей, а во–вторых, сложные правила ведения бухгалтерии и уплаты налогов.

На что идут ресурсы

Закрыть доступ к счету могут и по инициативе банка (после рекомендации Центробанка они стали более требовательными к малым фирмам), и из–за долгов ФНС. Валентина Корязина отмечает, что к письму ЦБ ФНС не имеет никакого отношения, хотя в нем и указана минимальная "не подозрительная" налоговая нагрузка. Что же касается долговых блокировок — они производятся автоматически, решение принимает не человек, а компьютер. Хотя это и приводит к тому, что доступ к счету могут закрыть из–за долга 1,5 рубля, только так можно не допустить коррупцию, пояснила Корязина. По той же причине о закрытии счета не предупреждают: неясно, как это оформить технически. "При этом приостановление операций по счетам не распространяется на уплату налогов, — подчеркивает Валентина Корязина. — Поэтому погасить долг можно даже после блокировки".
"Эту проблему можно решить так же, как в свое время было сделано с долгами физлиц, — говорит вице–президент Санкт–Петербургского союза предпринимателей Сергей Дмитриенко. — Несколько лет назад людей могли не выпустить за границу из–за копеечного долга, о котором человек даже не знал, и терялись дорогие путевки. Затем просто появился фильтр, который допускает наличие небольшого долга. То же самое нужно и бизнесу". Он добавляет, что большую часть нарушений малые компании допускают не из–за желания уйти от налогов или скрыть что–то от ФНС. Дело чаще в сложности системы и нехватке ресурсов: если в компании работают 5–10 человек, правильно вести бухгалтерский учет бывает некому, некогда или не на что. "Поэтому я предлагаю даже не снижать ставки, а упросить саму систему, — добавляет он. — И обязательно продлить действие ЕНВД. Потому что ЕНВД и УСН помогают бизнесу экономить силы и время на ведение учета".

Телефоны молчат

Другие претензии бизнеса к УФНС по Петербургу связаны с повседневной работой ведомства — в некоторых отделениях регулярно не отвечает телефон, специалисты отправляют не туда и т. д.
В таких случаях, говорит Валентина Корязина, нужно обращаться в Центральный аппарат ФНС по региону. "Сейчас мы проводим выездные проверки, только когда риск нарушений высок, — говорит она. — Если в 2006 году таких проверок было 7 тыс., то в 2016–м — около 300. И если налоговая инспекция выявила у вашей компании риски, она должна аргументированно объяснить свои претензии, не нужно соглашаться подавать уточненную декларацию просто так".
Также глава ФНС отметила, что работа по внедрению онлайн–касс почти завершена: в Петербурге их уже 60 тыс. в 20 тыс. организаций. Кроме того, и федеральные, и региональные налоговики заняты чисткой ЕГРЮЛ: из него удаляют несуществующие или неактуальные фирмы с ложными адресами и т. д. В России таких около 200 тыс., в Петербурге — несколько десятков тысяч.