Наталья Быстрянцева: Мария Мокейчева maria.mokeycheva@dp.ru Все статьи автора
26 сентября 2017, 23:56 137

Технологии света — технологии добра О приоритетах О вызовах времени О создании среды

Современные технологии сегодня — залог успеха в конкурентной борьбе на рынке. Но все чаще бизнес задумывается не только о финансовом успехе, но и о ценностях, которые он создает.

Воктябре Университет ИТМО проводит международную научно–практическую конференцию "Световой дизайн — 2017". Это событие уже не первый год является открытой международной дискуссионной платформой для представителей науки, бизнеса, искусства и инновационных технологий в области светового дизайна, архитектуры, искусства, урбанистики, инженерии, IT, мультимедиа–технологий и смарт–фэшн. Специалисты обсудят, как должен развиваться конкурентоспособный рынок светового дизайна, каким образом генерируются новые идеи, способы и инструменты работы со светом с помощью искусства и инновационных технологий.

Но каким бы технологичным ни был свет, он по–прежнему для людей полон метафор и глубинных смыслов. И не случайно к конференции присоединился благотворительный фонд "Свет", помогающий детям, больным онкологическими заболеваниями. Ведь свет — это в первую очередь символ жизни. И главная задача, которую фонд ставит сейчас перед собой, — дать детям возможность жить, несмотря на все ограничения и вызовы, которые создает болезнь.

Фонд "Свет" существует уже 10 лет, и за это время нам удалось хорошо наладить адресную помощь. Но все–таки следует признать, что она чаще всего опирается на жалость, на чувство вины перед больными детьми, на страх перед болезнью. Страх — плохой попутчик и советчик, мы хотели бы, чтобы он был преодолен. Поэтому мы смещаем акцент в сторону того, чтобы помочь ребенку прожить этот период, а не ждать, когда он выздоровеет.

В то же время мы видим, что люди, которые помогают больным детям, в итоге получают больше, чем дают, — в эмоциональном, моральном плане. Поэтому мы хотим создать систему мероприятий, где не будет "коробочки" для пожертвований, — чтобы человек пришел и что–то получил. А часть от того, что получил, — компенсировал, отдав что–то фонду. Задача звучит философски, но есть люди, которые понимают и ценят этот подход.

Если взглянуть на современный мир, то, с одной стороны, в нем властвует "железная рука" рынка, но у того же рынка есть и "сердце" — некий альтруистический механизм, который позволяет оценивать бизнес и конкретных людей не только мерилом финансового успеха, но и тем, какие ценности он создает.

Наиболее наглядно, на наш взгляд, это видно на примере световых технологий. Ведь с одной стороны, это бизнес, а с другой — в сознании людей свет — это не только технологии, но и инструмент, который влияет на их настроение, самочувствие. Ну и свет и тьма как метафора жизни и смерти — от этого никуда не деться.

Световая культура не рождается в отрыве от культуры общечеловеческой. Поэтому вопрос ценностей для нас очень важен. Свет — это лакмусовая бумажка, которая, в общем–то, представляет собой срез культуры, ценности общества, которые важны на данный момент. Ценности и вопрос их воспитания очень важны. Так же, как и вопрос их переориентирования. Сегодня наше общество в целом не имеет навыков взаимодействия с ограниченными в чем–то людьми, маломобильными. И речь даже не о больных с серьезными диагнозами — они и вовсе оторваны от реальности.

Поэтому нужно прилагать усилия для того, чтобы превращать ценности во что–то осознанное и полное. А это зависит и от состояния окружающей их среды. С точки зрения светового дизайна инструментов для этого, конечно, много. Вопросы реабилитации детей, в том числе психологической, того, как аудиовизуальные среды влияют на состояние здоровья, — это все изучено и доказано. Свет — это прямой инструмент влияния на состояние человека для его быстрой трансформации.

Но если брать проблему шире и говорить не только о больных, но и о здоровых детях, то становится понятно, что все они оторваны от общества. Сейчас ребенок часто находится в коммуникации с технологиями, а не со своей семьей или друзьями. Как его вернуть в общество, оторвать от гаджетов, как его заставить общаться со сверстниками? Как объяснить, что коммуникация в Интернете — это некая ложь, условность? И в этом случае как раз свет — интерактивный свет — это то, с помощью чего мы можем не разрушить, а вернуть обратно коммуникацию между людьми.

Мы выявили основную проблему: современные дети разучились играть вместе. В результате взрослые, которые вырастут из этих детей, потом не смогут договориться. Сейчас мы работаем по ряду направлений, которые призваны наладить коммуникацию между людьми. Одно из них — городские игры для детей, в которых свет помогает объединиться и найти общие интересы. Второе направление — реабилитация, в первую очередь взрослых, которые испытывают постоянный стресс. И третье направление — это симуляторы для обучения взрослых и детей, которые призваны не развлекать, а давать навыки, которые в реальной жизни большинство никогда не сможет получить. Наша генеральная линия — гуманизация среды, общества с помощью нашей деятельности.

С другой стороны, оказавшись в экстремальной ситуации — а болезнь, безусловно, такой ситуацией является — дети все больше ценят не цифровые, а аналоговые вещи. Они могут не читать все пожелания в "Фейсбуке", но настоящая открытка, подписанная от руки, с какой–нибудь безделушкой, способна в разы улучшить настроение. У фонда есть квартира, где дети ждут лечения или отдыхают между курсами и, конечно, сидят при этом все время в своих планшетах. Но мы заметили, что как только в квартире оказываются два ребенка одного возраста, то они бросают планшеты и начинают играть вместе.

Индустрии сегодня недостаточно развернуты на то, чтобы работать с глобальными вызовами. Как правило, они сосредоточены на локальных проблемах отрасли или даже предприятия. И вопрос формирования этой культуры как раз находится в зоне ответственности профессиональных объединений, различных фондов и других общественных институтов. Есть индустрии, которые готовы к диалогу с обществом, а есть те, которые еще даже не понимают необходимости этого.

Мы видим нашу конференцию "Световой дизайн" как площадку, которая должна изменить индустрию света, показать новые способы коммуникации, новые тренды, новые трансформации в использовании света. Сейчас это уже не стандартный диалог менеджера и производителя. Это диалог индустрии и общества. Поэтому мы рады, что фонд "Свет" предложил нам сотрудничество.

Ведь свет — это достаточно мощный инструмент, который может мотивировать человека, манипулировать сознанием. Для тех, кто боится слова "манипуляция", можно назвать это социальным воздействием, ведь главное — достучаться. Все мероприятие направлено на представление обществу новых идей. У нас обсуждается широкий спектр вопросов, начиная от Art&Science, то есть взаимодействия искусства и науки, и заканчивая конкретными образовательными проектами для студентов — как они должны воспринимать современный мир. И все это для общего понимания того, куда движется индустрия — куда идет общество. Темы сложные — но они есть, независимо от того, будем мы бежать от них или нет.

У нас все серьезно: врачи заняты лечением, координаторы фонда заняты поиском денег, лекарств, билетов. Даже дети по вечерам обсуждают то, как им брали кровь и какой у них уровень лейкоцитов. Нам хочется найти варианты, чтобы выдернуть детей из привычного сценария: дом — больница — дом — больница. Ведь мы прекрасно знаем, что эффективность лечения зависит от того, насколько ребенок полноценно проживает свою жизнь, а не уходит полностью в болезнь. И мы видим задачу фонда как связь этих детей с обществом. В то же время у нас много ограничений, связанных с состоянием здоровья детей, риском инфекций. А свет не несет угрозы, поэтому проекты, связанные со светодизайном, для нас очень важны. Посмотрите на больницы — это коридоры, похожие на подводные лодки, это перегруженные палаты. Там нет света. И мы хотели бы с помощью светодизайна помочь создать среду, в которой они могут жить по–другому.

Нам важно, что сейчас меняется тон взаимодействия. Еще недавно к дизайнерам относились как к людям, работающим ради развлечения: световые шоу, мэппинг и т. п. Сейчас же мы стараемся позиционировать отрасль так, что с помощью дизайна решается много проблем. И даже если человек не видит, что с ним происходит, когда его развлекают, он упускает тот момент, что он не всегда фиксирует свои психологические изменения. А дизайнер понимает — он специально так делает, чтобы эти изменения были. И мы рады, что сейчас речь идет все же в первую очередь не о развлечениях, а о ценностях и их изменениях.

Сейчас мы работаем над проектом коммерческого реабилитационного центра для взрослых. Идея заключается в том, чтобы не делать отдельные палаты психологической разгрузки, а весь комплекс превратить в единое пространство, где человек благодаря использованию света будет переживать различные сценарии и менять свое психологическое состояние.

Интерактив — это не только развлечение, а возможность тонко использовать свет для разных состояний адаптации человека — к изменению сезонных ритмов, температуры, давления. Мы можем таким образом создавать и более глобальные проекты, которые бы масштабно влияли на людей. Другое дело, какие шаги нужны для того, чтобы эти ценности изменились, и для этого тоже нужны инвесторы.

На самом деле проекты, связанные с активностью детей, требуют не больших ресурсов, а большой заинтересованности людей. Мы могли бы исследовать коммуникацию в новых наработках, а потом предлагать это медицинским центрам. Важно не активно насыщать жизнь светом и технологиями — я как раз сторонник аккуратного использования света и технологий — а поднимать уровень веры больных онкологическими заболеваниями детей в то, что человек должен жить и коммуницировать. И этот уровень жизни внутри себя — это как раз влияние предметно–пространственной среды, в которой ты находишься. И если пространство заставляет падать и замыкаться, то о какой вере в свои силы тут можно говорить. А есть инструменты, которые усиливают внутренний свет. И мы совместными усилиями можем их создать.

Анонс

Конференция" "Световой дизайн"

> Новые идеи от пионеров Art&Science Пии Тикки и Дмитрия Булатова.
> Завораживающие проекты интерактивного светового дизайна всемирно известных студий Jason Bruges, UVA, CONCEPTO с ликбезом от их основателей.
> Диалог государства, бизнеса, университетов и общества об улучшении качества городской среды и жизни.
> Инновационные подходы к профессиональному росту от ведущих российских и зарубежных вузов.
> Конференция пройдет 12–13 октября 2017 г. на Новой сцене Александринского театра.


Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама