ФРС США между двух огней

 

По итогам заседания 19–20 сентября ФРС США сохранила процентную ставку по федеральным кредитным средствам (federal funds rate) в диапазоне 1–1,25% годовых. Решение было ожидаемым и не вызвало сильных ценовых движений. Анонсировано также сокращение активов на балансе ФРС (потенциально эта мера может оказать такое же воздействие, как и повышение ставки, эффект зависит от темпов сокращения). Кроме того, руководители ФРС подтвердили прогноз о трехкратном повышении ставки в 2017 году, что делает повышение ставки в декабре почти предрешенным.
Сразу же после начала острой фазы мирового экономического кризиса в 2008 году ФРС резко снизила процентную ставку. Снижение ставки преследовало несколько целей: и облегчить долговое бремя попавших в трудное положение субъектов экономики (в США немало кредитов выдается с плавающей ставкой), и удешевить привлечение нового финансирования, а косвенно — оживить рынок труда. Низкая ставка позволила остаться прибыльными даже очень низкодоходным предприятиям.
Так или иначе (об эффективности принятых мер дискутируют до сих пор), но кризис удалось в основном преодолеть. Ценой, которую пришлось заплатить за политику низких ставок, стал рекордный рост долга в американской экономике. Занимать (и вкладывать в самые разные классы активов) стало очень выгодно — ставки опустились до уровня ниже инфляции. Но вот одна проблема уже приобрела угрожающий размер — надувание пузырей на рынках самых разных американских активов.
Наиболее ярко пузыри проявляются на фондовом рынке и на рынке недвижимости. И если пузырь на фондовом рынке в основном заботит людей, активно на нем работающих, то пузырь на рынке недвижимости опасен почти для всех. В США существует такой индикатор рынка недвижимости, как индекс Кейса — Шиллера. Он отражает стоимость недвижимости в 20 крупнейших городах США. Индекс считается агентством S&P, публичен и доступен всем желающим. В настоящее время этот индекс опасно приблизился к значениям своего исторического максимума. Именно с таких значений стартовал прошлый ипотечный кризис в США, который и послужил спусковым крючком мирового финансового кризиса 2008 года.
Повторение ипотечного кризиса крайне нежелательно. Соответственно, очень логичным выглядит предположение, что ФРС примет меры к охлаждению рынка недвижимости. Инструментов для этого у ФРС не так много. По сути — только повышение ставки. Но решиться на повышение ставки очень тяжело. Это создаст риски торможения экономики и, что пугает еще более, — риски взрывного коллапса финансовых рынков.
Достаточно повысить ставку до уровня чуть больше инфляции, и все экономические субъекты получат мощный стимул сокращать свою кредитную нагрузку. Пузыри начнут сдуваться, сокращая все риски, связанные с избыточной долговой нагрузкой. Тактически для России затягивание процесса подъема ставки выгодно (нефть останется дорогой). Но этот же тактический выигрыш ведет к росту будущих рисков. Чем сильнее рост рынков, тем грандиознее будет и обвал. Так что стратегически оптимальнее выглядит медленное, осторожное повышение. Остается только пожелать руководству ФРС мужества и решительности.
Автор: cоветник по макроэкономике генерального директора "Открытие Брокер" Сергей Хестанов