Стремительное ускорение

Рынок гироскутеров и сигвеев в России в 2016 году показал взрывной рост, увеличившись практически в 7 раз. Этому способствовали активное маркетинговое продвижение и снижение цен на 30–50%.

По данным IndexBox Russia, физический объем рынка гироскутеров и сигвеев в 2016 году составил 140,2 тыс. штук, что на 663% выше уровня предыдущего года. В стоимостном выражении рынок составил порядка 1 млрд рублей (на основании оптовых цен дистрибьюторов с НДС). По итогам 2017 года рынок вырастет еще на 20%. Доля Петербурга и Ленинградской области составляет 12% в продажах таких устройств в России.
Сигвеи представляют собой электрическое самобалансирующееся транспортное средство с двумя колесами, расположенными по обе стороны от водителя, а также рулем велосипедного типа для совершения поворотов. В зависимости от типа местности, веса пользователя и стиля его езды он может проехать до 40 км на скорости 20 км / ч без подзарядки.
Однако большую популярность из–за низкой цены и компактности получила разновидность сигвеев — гироскутеры. Это самобалансирующиеся скутеры, которые используют гироскоп для определения баланса на платформе и двигатель, чтобы держать скорость в соответствии с наклоном человека. К некоторым моделям может крепиться телескопическая рукоятка для дополнительного управления руками, что повышает безопасность вождения и приближает такие устройства к сигвею.
Так, на рынке представлены два основных типа гироскутеров — с диаметром колес 6,5 дюйма и 10 дюймов. В структуре продаж компании "М. Видео" на них приходится 55 и 35% соответственно. Остальные 10% составляют гироскутеры с диаметром колес 8 дюймов.
"6,5–дюймовые колеса обычно покупают для детей или людей с небольшим весом, так как для их управления требуется меньшее количество усилий. Для езды за городом или, например, по гравию больше подходят 10–дюймовые устройства, однако механизм езды гироскутеров все–таки предполагает наличие ровного дорожного полотна", — отмечает Валерия Андреева, руководитель департамента по связям с общественностью "М. Видео".
Для поездок за городом лучше подходят сигвеи, у которых большие колеса (19–21 дюйм). Среди гироскутеров лучше выбирать модели, колеса которых можно подкачивать, — это увеличит плавность хода и дорожный просвет. Помимо диаметра колес при выборе гироскутера следует обратить внимание на максимальную скорость передвижения (обычно до 17 км / ч) и запас хода (до 30 км).
"Всегда важна защита: не стоит пренебрегать шлемом, наколенниками и защитой запястья, тем более деткам. За городом лучше кататься и вовсе на вездеходном качественном гироскутере с самобалансировкой. Если есть цель продлить срок службы устройства, то стоит воздержаться от поездок в дождь и по влажному покрытию. Также стоит хранить устройство в тепле и сухом помещении", — советует Николай Телков, руководитель отдела продаж компании Razor Russia.

Китайское предложение

Высокая динамика российского рынка самобалансирующихся устройств связана с сокращением цен на китайскую продукцию и их доступностью широким слоям населения. "Причиной этому послужили возросшие объемы выпуска и удешевление технологий производства китайских предприятий. Так, например, в 2014 году на территории Китая присутствовало порядка 20 производителей и сигвеев, а в 2016–м их количество возросло до 450", — объясняет ведущий аналитик IndexBox Russia Александр Козлов.
Другим драйвером спроса, по словам эксперта, выступило активное продвижение и популяризация данного вида транспорта, проводимое дистрибьюторами и ретейлерами, тратящими на продвижение до 1,5 млн рублей в месяц.
По данным исследования IndexBox Russia, основной страной–поставщиком гироскутеров и сигвеев является Китай, на который приходится 99% поставок техники. На одноименные Segway, производимые в США, приходится всего 0,1% российского рынка.
Так, самыми популярными марками являются Wmotion и Smart Balance Wheel, занявшие по 21% объема рынка в 2016 году. Среди других марок выделяются Hoverbot (13%), iconBIT (5%), Xiaomi Ninebot (3%) и Volteco (2%).
"Популярность гироскутеров и сигвеев Wmotion и Smart Balance обусловлена их приемлемой ценой и широкой модельной линейкой, рассчитанной как на детей, так и на взрослых пользователей. Кроме того, многие модели данных брендов могут комплектоваться колонками и Bluetooth–модулем, позволяя прослушивать музыку с телефона. Решающим фактором, определившим растущий спрос на гироскутеры данных производителей вместе с приемлемым качеством и комплектацией, выступила наиболее привлекательная розничная цена, составляющая порядка 11–17 тыс. рублей", — говорит Александр Козлов.
"Такие крупные бренды, как Polaris и Supra, только сейчас вышли на рынок с этой категорией, но уже постепенно набирают популярность. Благодаря широкому ассортименту, качеству сборки и приемлемой цене эти бренды способны занять достаточно большую долю рынка. В этом году мы впервые начали продавать гироскутеры бренда Mekotron, они тоже пользовались спросом у наших покупателей", — отмечает Юлия Завьялова, руководитель отдела по связям с общественностью "Эльдорадо".

Конкурентная цена

За последний год средняя стоимость гироскутеров и сигвеев упала на 30–50%.
Так, средняя цена на 6,5–дюймовые гироскутеры составляет около 10 тыс. рублей, на более крупные начинается от 15 тыс. рублей. Стоимость сигвеев стартует от 25 тыс. рублей и доходит до 500 тыс. рублей и выше за модели американской марки Segway, от которых и пошло название устройств.
"Цена некоторых профессиональных моделей на рынке может быть и гораздо выше, но, как показывает наш опыт, спросом пользуются устройства из бюджетного и среднего ценового сегментов. Стоит заметить, что цены активно снижаются и гироскутеры становятся все доступнее, поскольку рынок перенасыщен "серым" товаром низкого качества", — говорит Юлия Завьялова.
По словам Николая Телкова, в 2017 году рост рынка происходит только за счет новых игроков. "Темпы развития индустрии есть. К примеру, Razor планирует выпустить самый легкий гироскутер, который будет весить всего около 4–5 кг. Это невообразимый пока показатель, потому как в среднем гироскутер сейчас весит все 10–12 кг", — рассказывает он.
При этом если производители не придумают ничего нового, то заметного роста рынка больше не случится. "Будущее будет за технологиями, качественными и нужными при движении. Возможно, это будут дополнительные датчики или даже камеры, как в квадрокоптерах, в которых тоже ведь используется система балансировки", — предполагает Николай Телков.
"В краткосрочной перспективе динамика в отношении самобалансируемых скутеров ухудшится, и в тренде будут электросамокаты среднего ценового сегмента до 22 тыс. рублей. Электросамокаты уже набирают популярность и становятся востребованным решением для передвижения на короткие и средние расстояния. Они отлично подойдут, если вам необходимо доехать до метро, магазина или перемещаться за городом, по офисному зданию или парку", — ожидают в компании "Эльдорадо".