Деятельность лесозаготовительного комплекса Ленобласти с оборотом около 69 млрд рублей в год может остановиться из–за того, что в регионе буксует разработка нового Лесного плана. Союз лесопромышленников Ленобласти готовит обращение в региональное правительство и Рослесхоз с просьбой ускорить работу над документом, который должен вступить в силу 1 января 2019 года. По словам главы союза Юрия Орлова, в регионе в следующем году заканчивает действие нынешний Лесной план и все лесные регламенты, по которым отрасль работала последние 10 лет. Времени на то, чтобы сформировать новую законодательную базу, катастрофически мало, но работа даже не началась.
На основе Лесного плана и лесных регламентов определяются объемы древесины, которые лесозаготовители могут вырубать в течение года на той или иной территории. Руководствуясь этими документами, бизнесмены разрабатывают собственные проекты освоения арендованных лесов. Эти проекты необходимы для составления лесной декларации, которую арендаторы подают в правительство Ленобласти, чтобы получить разрешение на вырубку леса.
Такой порядок работы лесопромышленного комплекса един для всех субъектов РФ и был введен с 2007 года после принятия Лесного кодекса.
За создание Лесного плана и лесных регламентов отвечает комитет по природным ресурсам правительства Ленобласти, а финансирование работ идет из федерального бюджета. В комитете сообщили, что не разделяют беспокойства бизнесменов, так как на разработку документов есть больше года. Чиновники отметили, что региональное правительство уже направило в Рослесхоз письмо с просьбой рассчитать и предоставить сумму, необходимую для составления лесных регламентов и Лесного плана, поскольку разработка этих документов ведется за счет субвенций федерального бюджета. Сами конкурсы на разработку регламентов будут объявлены только в следующем году.
Обычно разработкой документов занимается Северо–Западный филиал ФГБУ "Рослесинфорг" — "Севзаплеспроект". Общая стоимость работ для Ленобласти (19 региональных лесничеств) оценивается более чем в 30 млн рублей.
Однако лесозаготовителей это не успокаивает. Они уверены, что за год такой объем работ комитет выполнить не сможет. К тому же для лесозаготовителей новые лесные регламенты означают изменение разрешенных объемов заготовки древесины. Чтобы работать с новыми объемами, компаниям потребуется время на заключение дополнительных соглашений с комитетом. То есть, поясняют лесозаготовители, работа по лесозаготовке в любом случае встанет на неопределенное время.
"Каждый этап на этом бюрократическом пути требует планирования ресурсов проектных организаций, которые не смогут выдать всю массу документов для арендаторов, даже если субъект успеет утвердить свою часть документов в конце 2018 года", — не сомневаются в компании "Мется Форест Подпорожье" (подразделение финского концерна Metsa).
Юрий Орлов говорит о том, что лесозаготовители уже не могут ждать и готовы работать над необходимой документацией вместе с чиновниками — на основе государственно–частного партнерства (ГЧП). Союз лесопромышленников намерен выйти с таким предложением к региональным властям. Лесоустроительные работы на основе ГЧП уже идут в Лодейнопольском районе. Местные лесозаготовители в буквальном смысле решили скинуться и профинансировать разработку документов.
"Эта идея возникла на собрании арендаторов Лодейнопольского района. Мы понимаем, что у государства на это денег особо нет, поэтому решили предложить идею софинансирования комитету по природным ресурсам Ленобласти. В итоге местные лесозаготовители финансируют проведение лесоустроительных работ на 50%. Это позволит компаниям быстрее разработать проекты освоения лесов", — говорит Юрий Рудык, гендиректор Доможировского ЛПХ.
Тем временем соседние регионы Северо–Запада, где расположены основные конкуренты областных лесозаготовителей, активно занимаются разработкой таких документов.
Как сообщил представитель "Севзаплеспроекта" Александр Артемьев, например, в Новгородской области конкурсы на разработку регламентов уже проведены и эти документы будут готовы в текущем году. В Вологодской и Архангельской областях, передовиках по переработке леса, лесные регламенты и Лесной план также разрабатываются.
Ленобласть находится на пятом месте среди других областей Северо–Запада по объемам заготовки древесины. Расчетная лесосека в Ленобласти составляет 8,5 млн м3 в год. Однако объемы заготовки составляют около 5,5 млн м3 в год, из них более 50% перерабатывается в регионе, остальное идет на экспорт и в другие регионы. При этом бизнесмены заявляют, что увеличить объемы вырубки леса проблематично, поскольку неосвоенные лесные участки находятся в труднодоступных местах, куда заготовители и переработчики не готовы прокладывать дороги самостоятельно.
За последние 5 лет в нашем регионе был проведен всего один конкурс на предоставление в аренду лесных участков. Его выиграл крупный лесопильный комплекс "Лесплитинвест".
Поскольку наращивать мощности лесозаготовители не могут, любая остановка работы чревата для них потерей позиций на рынке.
Напомним, что недавно в коллапсе пребывали заготовительные предприятия Карельского перешейка: в начале 2015 года заготовка древесины здесь была приостановлена на 3 месяца. Ограничения были связаны с тем, что чиновники проверяли деревья в приозерских лесах на предмет заражения жуком–короедом.
Гендиректор ГК "Петровлес" Виктор Гусев прогнозирует, что, если не будут проведены лесоустроительные работы, лесозаготовительные предприятия останутся без работы, деревопереработчики испытают дефицит сырья и вынуждены будут компенсировать его, закупая древесину в соседних областях, а в итоге без работы окажутся десятки тысяч человек, проживающие в областной глубинке.
В целом опрошенные "ДП" участники рынка пытаются быть оптимистами. А вот бывший глава Приозерского ДОЗ Александр Белов в оценках не стесняется. Он предположил, что поскольку глава комитета по природным ресурсам Ленобласти Евгений Андреев по специальности юрист, а не лесопромышленник (с 1995 по 2012 год он действительно работал адвокатом. — Ред.), то он может и не знать, насколько такой план важен для отрасли.