Как пленум изменил нашу таможню

 

Таможенные споры — одно из ключевых направлений практики нашего бюро, мы их ведем уже очень много лет. Больше всего споров традиционно вызывали корректировки таможенной стоимости (КТС) — когда таможня переоценивает товары, ранее ввезенные в Россию, и предъявляет импортеру требование доплатить пошлину с разницы.
Практика рассмотрения судами дел по КТС, если не обращать внимания на незначительные изменения, в последние годы выглядела достаточно стабильно: в большинстве случаев такие споры разрешались в пользу участников внешнеэкономической деятельности. Таможенники несли бремя доказывания того, что они соблюдали формальные процессуальные требования, а также должны были каждый раз обосновывать суду справедливость внесенных ими корректировок.
Если таможенный орган не мог в суде доказать явное уклонение декларанта от представления обязательных документов или не мог доказать наличие противоречий в предоставленных сведениях, а также во многих иных случаях решения суды выносили в пользу декларантов.
Однако в мае 2016 года Пленум Верховного суда РФ принял постановление № 18, в котором детально разъяснил всем нижестоящим судам, на что обращать внимание при рассмотрении споров по КТС. И в этом постановлении были обобщены основные тенденции, которые незадолго до этого прослеживались в решениях по отдельным делам.
Одним из акцентов, расставленных ВС, стало указание на необходимость обязательного диалога таможенных органов с декларантами на этапе дополнительной проверки таможенной стоимости. Таможенники должны уже в ходе переписки с декларантами обосновывать свои сомнения в достоверности задекларированных цен на ввозимые товары, а участники ВЭД — предъявлять доказательства обоснованного формирования ими стоимости.
Если какая–то из сторон уклоняется от такого диалога, у нее теперь возникают проблемы с представлением доказательств на этапе судебного разбирательства: ВС предусмотрел на этот счет специальные ограничения. Такие доказательства теперь суды принимают, только если сторона докажет невозможность их предъявления на этапе проверки.
Позиция ВС возлагает бремя доказывания на бизнес. Теперь декларанту надо доказывать отсутствие факторов, влияющих на стоимость, не указанных в контрактах, обосновывать, почему документы, дополнительно запрошенные таможней, не были представлены — в том числе документы, не обязательные по закону (например, экспортная декларация и прайс–листы продавца). Суды детально анализируют, доказал ли декларант достоверность, как он устранял сомнения таможни.
Справедливости ради стоит отметить, что сама таможня меняется в лучшую для бизнеса сторону. Она теперь гораздо реже обжалует решения суда, принятые не в ее пользу (раньше по всем делам судилась до ВС), а часто и вовсе пересматривает спорные решения в порядке ведомственного контроля, не дожидаясь их отмены в суде. Это существенно сокращает бизнесу судебные издержки.
Автор — управляющий партнер компании "Юсланд" Елена Легашова