На пути к кошельку российской семьи

 

По данным Центробанка РФ на 1 апреля 2017 года, российские банки эмитировали почти 254 млн пластиковых карт, из которых только 30 млн штук — кредитные, а остальные — зарплатные. За год этот рынок вырос на 4,5%, или 11 млн карт. Тогда как население страны на сегодняшний день составляет менее 147 млн человек. Очевидно, что сегодня у многих клиентов есть карты сразу нескольких банков для разных целей и нужд.
За качественных клиентов с прозрачным и стабильно высоким уровнем дохода идет жесткая конкуренция: банки предлагают им накопительные баллы, различные бонусы, мили для полетов, cashback, проценты на остаток и прочее. И в следующие 1–3 года сегмент банковских карт, в том числе и виртуальных, продолжит активно развиваться за счет охвата новой аудитории — детей.
Открытие текущего счета в день совершеннолетия ребенка и выпуск банковской карты, привязанной к семейному счету родителей с ежедневным лимитом, уже давно не ноу–хау. За рубежом многие дети и подростки понимают, что такое личный бюджет, и учатся его вести. На сегодняшний день, по разным оценкам, в Петербурге живет примерно 700–800 тыс. детей. Даже если взять только ядро целевой аудитории, это примерно 350–400 тыс. новых потенциальных клиентов и сознательных потребителей финансовых услуг в недалеком будущем. Но и здесь банки заинтересованы прежде всего в привлечении качественных клиентов: ответственных и продвинутых в плане IT, с ожидаемыми и контролируемыми тратами и доходами. И родители помогают банкам сформировать эту целевую аудиторию, потому что им удобно таким образом контролировать расходы своих детей и они так же заинтересованы в обучении их финансовой грамотности.
Между тем детские банковские карты — это шаг к еще более перспективному рынку, семейному daily–banking. Супруги в рамках такого обслуживания могут, например, вместе погашать ипотечный кредит, откладывать деньги с зарплаты на накопительный счет и анализировать общие расходы по семейному счету. Создание финансовой социальной сети между клиентами банка за счет перепостов между клиентами в интернет–банке (как в социальных сетях) в будущем даст много возможностей по управлению финансами в рамках одной семьи, компании друзей или партнеров по небольшому бизнесу.
Как показал опрос наших клиентов, интерес к формату семейного банковского обслуживания есть. Около 35% опрошенных уже обслуживаются целыми семьями в банке, а около 20% планируют, что их супруга или супруг будет пользоваться услугами той же кредитной организации. Очевидно, что в ближайшие несколько лет банки будут конкурировать на розничном рынке за детский и семейный сегменты с помощью выпуска оригинальных финансовых продуктов. Но выигрывать в итоге будет тот, кто сможет придумать и реализовать простое в использовании и универсальное предложение для всей семьи.
Автор: директор регионального центра "Северо–Западный" Райффайзенбанка Андрей Почеснев