Осторожный кинопросмотр. Почему петербуржцы ходят в кино только на самые раскрученные фильмы

Автор фото: ТАСС

Кинотеатры делают ставку на самые раскрученные фильмы, потому что зрители экономят и не хотят платить деньги за неизвестное кино.

Посещение кинотеатров — популярный досуг среди петербуржцев, поскольку это один из самых доступных видов развлечений. Однако на быстрый рост рынка можно не рассчитывать, говорят в кинотеатрах.

Больше рекламы

За время кризиса интересы зрителей перераспределились, говорит Эдуард Пичугин, гендиректор киностудии "Ленфильм". Если раньше внимание привлекали релизы новых картин, то сейчас кассу делают разрекламированные фильмы. Как правило, самые большие маркетинговые бюджеты у американских картин, поэтому кинотеатры реагируют на спрос увеличением проката именно таких фильмов. "Это тенденция последних лет", — подтверждает Виктор Рудман, гендиректор сети "Мираж синема". По итогам 2017 года он надеется на небольшой рост сборов — 1–5%. Первые месяцы 2017 года были лучше, чем в 2016 году, и причина не в картинах, а в общем настроении потребителей, ощущении стабильности, считает он. По итогам прошлого года объем кассовых сборов в стране вырос на 8,5%, до 48 млрд рублей, оценивают в "Невафильм Research". Объем кассовых сборов в Петербурге составляет около 4 млрд рублей.
Несмотря на внедрение в Петербурге ряда акций и скидок, которое привело к снижению цены билета и продукции в снек–баре, посещаемость кинотеатров "Люксор" в Петербурге осталась на прежнем уровне, констатирует Сергей Сорочкин, исполнительный директор ООО "Люксор Дистрибьюшн". "Значительного увеличения спроса не происходит, даже несмотря на улучшение технологий качества звука и качества картинки, добавляет он.

На посетителей постарше

В начале 2017 года в Петербурге, по данным "Невафильм Research", работал 61 кинотеатр (349 залов). Крупнейшее открытие за последний год — кинотеатр "КАРО 11 Охта" в ТРК "Охта Молл" площадью более 7 тыс. м2, кроме того, в прошлом году открылся кинотеатр "Синема 5" площадью 1,7 тыс. м2 в ТК "Порт Находка", говорит Юлия Чернышева, руководитель направления аренды торговых центров JLL в Петербурге. Крупнейшее закрытие, по ее данным, произошло в прошлом году — "КАРО" площадью более 6 тыс. м2 в ТРК "Капитолий".
Таким образом, на конец первого полугодия 2017 года кинотеатры занимали 6,2% от арендопригодной площади качественных торговых центров Петербурга, подсчитали в JLL.
"Кинотеатр по–прежнему выполняет функцию якорного арендатора, вместе с операторами активных развлечений дополняя друг друга в структуре арендаторов комплекса", — указывает Юлия Чернышева. Со ссылкой на "Невафильм Research" она говорит, что большинство кинозрителей — это люди старше 25 лет, активные же развлечения охватывают аудиторию до 14 лет.
Перемены на этом рынке редки и связаны либо с запуском новых ТЦ (а до конца 2018 года не заявлен ввод ни одного торгового центра), либо со сделками по слияниям и поглощениям. "Люксор" не планирует открывать новые кинотеатры в Петербурге из–за непростой экономической ситуации в стране и насыщенности города кинотеатрами. "Мираж синема" в этом году планирует открыть только один кинотеатр, да и тот в Архангельске.

Опасная поддержка

На экранах не хватает российских фильмов, нужен протекционизм государства, чтобы устранить дефицит, говорит Эдуард Пичугин. Однако меры поддержки отечественного кинематографа вызывают споры. "На днях в правительство попал законопроект о введении прокатной платы размером до 5 млн рублей. Это приведет к исчезновению независимых кинотеатров и культурной войне между голливудским и российским кинематографом", — говорит Сергей Сорочкин. "В 2015 и 2016 годах была квота — 20% российских фильмов в прокате, сейчас Минкульт планирует ввести 30%, но это сложно выполнимо, поскольку российских фильмов физически мало", — говорит Виктор Рудман. По его словам, средств, которые выделяются государством на фильмы, недостаточно.