ЛОМО в 2017 году на 30% нарастит выпуск гражданской продукции. Из–за изменений законодательства об оборонном заказе производство товаров военного назначения стало для предприятия невыгодным.
Производитель военной оптики ЛОМО в 2017 году на 30% увеличит выпуск гражданской продукции. До сих пор ее доля в выручке от производства товаров ЛОМО составляла лишь 8%. Конверсией занялись и другие оборонные предприятия. К этому их подтолкнуло ожидающееся сокращение гособоронзаказа (ГОЗ), а также изменения законодательства, из–за которых привлекательность оборонных контрактов резко снизилась.
Оборонные убытки
В 2016 году ЛОМО ухудшило финансовые показатели: получило убыток 390 млн рублей (в 2015–м была прибыль 147 млн рублей), выручка упала с 4,7 млрд до 3,6 млрд рублей. ЛОМО объясняет это изменениями, произошедшими в системе ГОЗ. В прошлом году изменились правила расчета стоимости экспортных поставок. Теперь, если производитель использует кредиты, он продает вооружение не по экспортной цене, а по цене, сформированной по правилам, действующим при определении стоимости контрактов ГОЗ.
А правила расчета цен для Минобороны изменились еще в 2013 году. И тоже не в пользу производителей: по ним цена изготовления изделий, состоящих из множества комплектующих, почти сравнялась с их себестоимостью. "Контракты на поставку военной техники дают нам дополнительный объем продаж, но не приносят прибыли", — поясняют на ЛОМО. Раньше прибыль при экспорте достигала 200–600%, а теперь стремится к нулю.
В итоге ЛОМО резко сократило экспорт: в 2014 году треть всей военной продукции шла за рубеж, в 2016–м уже 15%. А в 2017 году будет лишь 7%. Это весомые потери, ведь военные заказы в выручке ЛОМО занимают 89%. Предприятию пришлось переключиться на гражданскую продукцию: увеличить продажи лазерных дальномеров, микроскопов, визирных труб, эндоскопов. ЛОМО продает их в страны Таможенного союза, в США, Германию, Индонезию. В 2016 году выручка ЛОМО от продажи продукции составляла 2,72 млрд рублей, из них доля "гражданки" — 218 млн рублей. В 2017–м она должна вырасти до 283 млн рублей.
ГОЗ не гарантирован
Конверсионные планы ЛОМО логичны: ГОЗ сокращается (в 2017 году на 5%) и уже не гарантирует промышленникам безбедного существования. Некоторые заводы, как и ЛОМО, уже ощутили на себе изменение государственного курса. В их числе "Универсалмаш" (производит шасси для зенитно–ракетных комплексов, входит в группу "Кировский завод"). Последний контракт от Минобороны он получил в 2015 году, потом заказчик сократил его вдвое, до 5 млрд рублей, предупредив, что в 2019–2020–м контрактов вообще не будет. Поэтому "Универсалмаш" собирается наладить выпуск промышленных машин на базе трактора "Кировец".
Чтобы помочь предприятиям избежать резкого спада заказов в результате секвестра оборонки, Смольный создал конверсионную комиссию.
Многие заводы уже самостоятельно переходят на гражданку. Так, Ленинградский механический завод (выпускает танковые снаряды) вложит 761 млн рублей в организацию производства запорной арматуры. Госкорпорация "Ростех" создает с Внешэкономбанком НПО "Конверсия" — для кооперации гражданских заказчиков с оборонными предприятиями, входящими в "Ростех".
Компания "Заслон" (входит в холдинг "Ленинец" Анатолия Турчака, производит навигационное оборудование для военной авиации) уже продает свою продукцию на гражданском рынке. "Многие аэропорты и морские порты России оснащены нашими локаторами, мы активно работаем в области автоматики и дефектоскопии для железной дороги. Нужно не копировать иностранное оборудование, а разрабатывать собственное, без этого нельзя конкурировать ни на внутреннем, ни на внешнем рынке", — говорит Анатолий Турчак.