Малый драматический суд. В чем посыл дела Серебренникова

Считается, что делом Серебренникова власть кого–то хочет запугать. Это слишком оптимистичный взгляд.

Театрального режиссера, худрука московского театра "Гоголь–центр" Кирилла Серебренникова посадили под домашний арест. Сценарий истории привычен — странное дело о мошенничестве (с утверждением, что не было спектакля, который видели тысячи зрителей), возмущение творческой интеллигенции, взывания к Владимиру Путину, пафос обреченности в соцсетях, толпа сторонников у здания суда.
Сюжет "режим против художника" в России повторяется с завидным постоянством. Президент уже и лично, и через пресс–секретаря говорил, что цензуры быть не должно, но почему–то она все равно есть. Можно подключить верующих, можно позвонить в Большой театр и снять премьеру — формальных доказательств не будет, но потому и отвергается институт цензуры (который Путину тоже не раз предлагали ввести), что вся идея — в отсутствии формального подхода.
Закон, какой бы он ни был, — это правило, а если вместо правил — абстрактные морально–этические нормы, начинается произвол. Кого хочу — посажу, кого хочу — помилую; а цензуры при этом нет, нет и особенной стратегии. "Нуреева" отменили, а "Матильду" Минкульт с удивительным упорством отстаивает.
Отношение к процессу Кирилла Серебренникова — вопрос доверия к правосудию.
Провластные СМИ вопиют: почему, мол, в прочих странах актеров и режиссеров могут сажать за какую–нибудь неуплату налогов, а наши считаются неприкасаемыми? Ответ простой — потому, что это прочие страны, в которых отношения власти и общества устроены на несколько иных принципах. У нас, бывает, министра обороны и его боевую подругу судят–судят показательно, а потом раз — и никто не виноват! Или главу таможенной службы привлекут по уголовному делу, на всю страну покажут залежи наличности — а потом как–то так выходит, что все в порядке, извините за беспокойство. А другой вице–премьер катает собак на самолете, и никаких вопросов.
Неприкасаемые есть, и правила не для всех. Из–за таких казусов причиной громких дел россияне готовы видеть что угодно, но не деньги.
Кирилла Серебренникова преследуют, таким образом, в назидание. Весь ребус в том, кому и зачем. Чиновники вроде ни при чем, для масс Серебренников не Михалков — не та известность.
Столичная интеллигенция единодушно пришла к выводу, что арестом режиссера власть пытается запугать перед выборами ее, интеллигенцию. Хотя как двигатель революции она совсем плоха, да и Серебренникова оппозиционером не назовешь (больше того, половина поддержавших его творческих деятелей были доверенными лицами Путина, а другой половине баррикады в страшном сне не привидятся), но пусть будет и такая версия. В конце концов, Кремлю, может быть, уже и некого больше запугивать.
Все думают, что Кремль плетет против кого–то интриги, но, похоже, главный посыл в другом. Может быть, Кремль показывает, что ему уже на все наплевать: на выборы, на собственных доверенных лиц, на "мастеров культуры", на международное, да и вообще на чье–либо мнение. Если Крым — наш, то все позволено, этот несложный месседж власть транслирует уже не первый год, а мы все никак не можем в него поверить.