10:3323 августа 201710:33
659просмотров
10:3323 августа 2017
23 августа театральному режиссеру Кириллу Серебренникову, накануне задержанному в Санкт-Петербурге и переправленному в Москву, должны предъявить официальное обвинение.
По версии следствия, режиссер в 2011–2014 годах организовал хищение «не менее 68
миллионов рублей», выделенных на его театральный проект «Платформа». Сам
Серебренников вину не признает и считает выдвинутые против него обвинения абсурдными.
Яна Тумина, режиссер, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»:
Финансовые нарушения в театральной сфере и – шире – вообще в сфере культуры возникают не от того, что кому-то никак не работается честно, а потому что дела иначе не продвинуть, задуманное не осуществить без «серых» схем.
Сейчас вся система в сфере культуры организованна так, что лучше вообще не связываться с государственными деньгами. Потому, что всё придумано немыслимо неудобно для художественного процесса. Я режиссер, не администратор, не управленец в строгом смысле, но очень хорошо знаю, насколько неудобна система театральной финансовой отчетности и как тяжело директорам театров. Возможно ли делать спектакли и концерты и не обманывать? По моим наблюдениям – да. Если делать квартирники. Скоро всё к этому, видимо, и вернётся. С другой стороны, квартирники – это незаконное предпринимательство, снова нехорошо. Придется вновь сочинять и выкручиваться, как квартирник представить милой посиделкой друзей. И чтобы никто не донёс.
За те годы, что я в профессии, сочинено множество абсурдных пунктов отчётности, которые представляют собою ловушки.
Часто бюрократические новации противоречат самой природе творческого процесса в театре. Все эти тендеры, которые нужно проходить и выигрывать… В итоге ты приходишь в театр не чтобы с компанией единомышленников сочинять и рождать спектакль, а чтобы произвести продукт и потом за него отчитаться. Ты написал, что у тебя в спектакле должен быть шкаф, а потом в процессе репетиций понял, что нужен не шкаф, а этажерка. Но это не прокатит. Будь добр – отчитайся шкафом.
Как будто до тебя этот спектакль уже поставлен и ты просто описываешь, что в нём используется. А пространство для поиска, для проб и ошибок, без чего не бывает искусства? Театр и художник сегодня поставлены в ситуацию, не свойственную самой своей природе. Лицемерную, ложную по сути своей.
Я бы хотела верить, что это дело перевернет бюрократический механизм в сфере культуры, но у меня нет на это надежды.
Даже если все театры закроют двери для зрителей, критики перестанут писать, киностудии остановят съемки, мы только получим в свой адрес реплику: «Да дураки!»