Банкиры подали на личное банкротство Валерия Израйлита

Автор фото: Вдовин Сергей
Валерий Израйлит. Председатель Совета директоров ОАО "Компания Усть-Луга" Валерий Израйлит.

Санируемый Абсолют Банком Балтинвестбанк продолжает предъявлять иски о личном банкротстве к известным петербургским бизнесменам. Сегодня ответчиком по банкротному иску стал председатель совета директоров "Компании Усть-Луга" Валерий Израйлит, содержащийся под стражей по обвинению в мошенничестве.

В Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти 15 августа 2017 года поступил иск Балтинвестбанка о личном банкротстве гражданина РФ Израйлита Валерия Соломоновича. Ответчику предъявлена задолженность перед кредитной организацией в размере 235,4 млн рублей.
Балтинвестбанк санируется Абсолют Банком с начала 2016 года. На санацию ЦБ выделил 32,4 млрд рублей, из которых 21,9 млрд на 10 лет под 0,5% годовых, 1,4 млрд на 6 лет и 9 млрд на 2 года под 6%. За время с начала санации кредитная организация подала 18 исков о взыскании долгов по кредитам и восемь исков о банкротстве. Причем шесть исков о банкротстве (все в отношении граждан) начали поступать в суд лишь с 1 августа 2017 года.
Валерий Израйлит является председателем совета директоров ПАО "Компания Усть-Луга" — концессионной компании, построившей порт в Усть-Луге, — и считается основным ее бенефициаром (структуры, имеющие связи с ним, владеют около 40% акций компании, еще 39% у структур ПАО "РЖД" и 21% — у Ленобласти).
В марте 2016 года, как известно, компания "Усть–Луга" получила иск о банкротстве от ВТБ на 600 млн рублей. В ноябре 2016 года дело о банкротстве было прекращено в связи с погашением долга из бюджета Ленобласти (в 2017 году компания погасила все свои долги перед бюджетом). Но уже 31 декабря 2016 года Валерий Израйлит был задержан по подозрению в хищении средств при строительстве Усть–Луги. Он был помещен под арест, где находится по сей день: в июле суд продлил срок содержания под стражей бизнесмена на 3 месяца.
Балтинвестбанк пока не сообщил, какого рода кредитные обязательства довлеют над этим должником. Но известно, что в декабре 2016 года банк опубликовал в ЕФРСБ объявление о намерении банкротить "Компанию Усть-Луга". Тогда источники в компании сообщали, что долг ее перед Балтинвестбанком составляет около 100 млн рублей в рамках кредитной линии, открытой в марте 2014 года на 114 млн рублей под 16% годовых на полгода. Залогом по кредиту были внутрипортовые инженерные сети. Впоследствии кредит был пролонгирован до марта 2015 года. После того как Балтинвестбанк объявил о намерении обанкротить "Усть-Лугу" за этот долг, он был погашен. "У компании "Усть-Луга" нет вообще никаких обязательств перед Балтинвестбанком", — заявили в компании.
Учитывая, что сумма требований Балтинвестбанка к Валерию Израйлиту более чем в 2 раза превышает сумму этого кредита, похоже, в иске о личном банкротстве речь идет о других обязательствах бизнесмена. Это подтвердили в самой компании "Усть-Луга": "В компании нет информации о наличии неисполненных обязательств Валерия Соломоновича перед Балтинвестбанком". В Балтинвестбанке официально ответили, что "иски подаются по проблемным задолженностям в рамках установленных законом процедур, который банк обязан строго соблюдать, особенно тот, что под санацией". Неофициально источник, близкий к банку, сообщил, что речь идет о кредите, взятом Израйлитом на личные цели. "Это его личный заем, и на сегодня нет информации, что он его готов гасить", — отметил источник.
Возможно, кредиты связаны с девелоперскими проектами Валерия Израйлита: например, известно о его инвестициях в покупку земельных участков общей площадью около 20 га в Ручьях. Израйлит входил в пул миллиардеров, выкупивших в 2000–х годах землю одноименного совхоза. Участники девелоперского рынка Петербурга рассказывали "ДП", что в прошлом году бизнесмен пытался продать эти земли, но покупателя не нашел.
Впрочем, еще один источник высказал другую версию: якобы кредит был выдан Валерию Израйлиту по просьбе бывших акционеров Балтинвестбанка в рамках джентльменского соглашения. "Очень похоже, что он взял наличные и передал их тем, кто его об этом попросил, — под честное слово вернуть с хорошими процентами. А теперь и сам заемщик за решеткой, и "джентльмены" вне досягаемости, и предъявить им нечего".