Андрей Архангельский Все статьи автора
4 августа 2017, 17:49 573

Уроки войны. Фильм "Дюнкерк" режиссера Кристофера Нолана

Фото: Кинопоиск

Как говорить сегодня о войне?.. Какой из этого можно извлечь урок для ныне живущих, для подростков, для которых Вторая мировая — это примерно как "Игра престолов"? Эти вопросы интересуют, конечно же, и западных режиссеров. Но у них, в отличие от российских, есть свобода выбора — интонации, фокусировки, дистанции. Фильм Нолана не является выдающимся художественным произведением, но он очень поучителен для всего нашего патриотического кино.

Непростое искушение. Фильм "Роковое искушение" режиссера Софии Копполы

Непростое искушение. Фильм "Роковое искушение" режиссера Софии Копполы

444
Андрей Архангельский

Что касается выбора темы — тут Нолан не оригинален. Был, например, одноименный фильм 1958 года, где даже основная сюжетная линия схожа: окруженный в районе Дюнкерка английский экспедиционный корпус вместе с отступающими бельгийскими и французскими частями — после трагического поражения во французской кампании 1940 года. Режиссеру фильма Лесли Норману пришло в голову то же, что и Нолану: самое героическое тут — самопожертвование английских летчиков и моряков, владельцев частных малых судов, которым на своих суденышках удалось эвакуировать из Франции в Великобританию 350 тыс. солдат.

Если армия отступает и битва проиграна, самое героическое — спасти оставшихся в живых "для новых битв". Так удивительным образом объединяются у Нолана две, казалось бы, противоположные темы: забота о личности, об индивидууме, и необходимость забыть о своем "я" во время войны. "Дюнкерк" — это тот же "рядовой Райан", и мотив спасения, опять же, центральный, разница лишь в том, что главный герой — в отличие от спилберговского — сам пытается выбраться из ада. И благодаря ему мы словно получаем волшебное зеркало, через которое можем увидеть наконец войну глазами миллионов рядовых, глазами окруженца, солдата первых лет войны.

Поразительно универсальный образ — Красная Армия ведь также отступала почти 2 первых года войны при еще более трагических обстоятельствах. Но за 70 лет в нашей патриотике никто так и не решился снять фильм от лица обычного солдата. То есть буквально увидеть войну глазами "маленького человека" — всегда заложника высших интересов, чужих приказов, стратегических ошибок. У нас снимают войну всегда с точки зрения государства. Между тем знаменитая сноровка солдата Красной Армии, его находчивость, выживаемость — результат личного трагического опыта первых 2 лет войны. Именно из таких "выживших" и родился в итоге "солдат–победитель". Нам теперь остается только воображать, каким мог бы быть этот фильм на нашем материале.

Заметим — этот бегущий от войны герой фильма (Фионн Уайтхед) — вовсе не рохля, не трус: минимум трижды он выбирается, выплывает буквально из таких передряг, что и опытный бы растерялся. Это юный, но находчивый, хороший и попросту везучий солдат, просто пока военная удача отвернулась от армии, и поэтому нужно хотя бы сохранить себя. Это вовсе не пацифистский, не антивоенный фильм, просто Нолан нашел тот компромисс между индивидуализмом и коллективизмом, который только и возможен на войне. И такой — улепетывающий, боящийся и желающий спастись солдат — он как раз реален, человечен, подлинен и вполне понятен сегодняшнему зрителю.

Российский министр культуры любит давать советы — как следует с помощью кино прививать патриотизм подросткам. Режиссер Нолан продемонстрировал, что для этого нужно автору фильма: быть независимым, снимать, как чувствуешь, и ничего не бояться. Российскому режиссеру хорошо бы для начала усвоить этот урок из фильма Нолана.

Новости партнеров
Реклама