Марксизм–леннонизм и кухонные посиделки. Театральный фестиваль "Точка доступа"

Автор фото: Фестиваль "Точка доступа"

 

Любой фестиваль — квест для зрителя: что посмотреть, что пропустить и как все успеть? Фестиваль "Точка доступа" — лучшее, что придумано в летнем театральном Петербурге в последние 3 года, — квест втройне. Априорных хедлайнеров, пятизвездных имен и прочего must have для светской публики здесь нет. Понятных и предсказуемых зрелищ — тем более. Места проведения спектаклей (если это они, а не что–то другое) еще надо найти на карте. Главные условия для участника этого суперквеста — отсутствие предрассудков (особенно на тему "что такое театр") и готовность к любым поворотам событий. Плюс полная распечатка фестивального сайта в кармане, да и то… Проекты "Точки доступа" сгруппированы по программам "Чувство возможности" (про революцию), "Утопия" (про революцию, но с фантастическим уклоном) и "Гастрольная" (где каждый проект — сам по себе революция). Составить из этого пасьянса практическое руководство по фестивалю непросто. Но мы попробуем, задав извечный вопрос: "Что делать?"

Иди и смотри

Нынешняя "Точка доступа" начинается в Русском музее перформансом румынской художницы Александры Пиричи "Хрупкие инструменты вовлечения". Сегодня, 21 июля, — второй и последний раз можно 4 часа кряду ходить по залам № 74–80 Корпуса Бенуа и наблюдать русское искусство XX века в окружении видеорепортажа о казни румынского диктатора Чаушеску, речей Мишель Обамы и Мелании Трамп, "Умирающего лебедя" Анны Павловой и современных мемов.
С 22 июля чуть не каждый день фестиваля арт–лаборатория "Вокруг да около" предлагает бродить с наушниками по району Нарвская Застава (старт — пр. Стачек, 22). Аудиоперформанс "Красный шум" основан на записной книжке Константина Вагинова "Семечки (Зерна)", в которой писатель в 1932–1933 годах фиксировал впечатления о строящемся конструктивистском районе и его отнюдь не конструктивных обитателях.
26 июля нам представится единственный шанс погулять по Апраксину рынку, наблюдая за поэтической любовной историей торговки и ее работодателя: драматическую поэму "Афган–Кузьминки" написала Кети Чухров, поставил художник и поэт Павел Арсеньев, а исполняют Владислава Миловская и Петр Чижов.
29 и 30 июля на Финляндском вокзале снова будет разыгран спектакль–дуэт Константина Учителя "Разговоры беженцев" (премьера состоялась на прошлом фестивале "Точка доступа"). Шквал политических афоризмов Бертольда Брехта придется воспринимать на бегу, догоняя блестящих петербургских артистов Сергея Волкова и Максима Фомина, так что готовьте удобную обувь.

Сиди и смотри

В программе "Точки доступа — 2017" все еще есть то, что можно назвать стационарными постановками, пусть и на стыке всех возможных жанров.
21–22 июля в ДК Связи идет лекция–перформанс немецкой компании andcompany&Co "Мавзолей–буфф: Возвращение в Леннонград". Альтернативные историки провозглашают "марксизм–леннонизм", находя волшебные связи между русской революцией и Beatles. 25 июля здесь же, в ДК Связи, состоится медиаигра Томаса Мюрмеля (Нидерланды) "RE–FE–RE: REволюция. FEмининная REдакция": 1917 год с точки зрения женщин в мощной музыкальной подаче.
28–29 июля на Новой сцене Александринского театра Борис Никитин (Швейцария) почти прочтет "почти проповедь" (таково жанровое обозначение спектакля о св. Фоме, отказавшемся вкладывать персты в раны Спасителя) под психотренинговым названием "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей".
И немного фантастики: 29–30 июля в "Лендоке" Новосибирский театр "Старый дом" разыграет лирический хоррор о людях–ангелах и опасностях вечной молодости "Злачные пажити" по рассказам Анны Старобинец. А с 29 июля по 5 августа в Доме композиторов прозвучит роман Юрия Арабова "Столкновение с бабочкой". Фэнтези, в котором Ленин чудесным образом мирится с Николаем II, режиссер Сергей Чехов и композитор Владимир Бочаров превратят в чисто музыкальную партитуру.

Сделай сам

Эта часть "Точки доступа" — самая любопытная, но предназначена строго для тех, кто готов ставить эксперименты над собой. С 21 по 27 июля славная немецкая компания Rimini Protokoll и фестиваль–школа современного искусства "Territoriя" устраивают посиделки в частных квартирах (которые собирали по всему "Фейсбуку"). Зрители приходят в гости, чтобы обсудить границы личности, жилища, страны, континента, проблемы эмиграции и даже свою заработную плату.
Внимание: инструкцию с адресом квартиры вы получите по почте за несколько дней до спектакля.
30 июля — 3 августа в гараже на Шкиперском протоке, 14, Хабаровский ТЮЗ предложит вам самим читать протоколы допросов с Аушвицкого процесса, как бы лишая себя возможности комментировать и оценивать эти страшные документы. Постановка пьесы Петера Вайса (1965) "Дознание" номинирована на "Золотую маску" как самое радикальное театральное высказывание 2016 года.
4–5 августа в проекте финской арт–группы Toisissa tiloissa "Охота" участникам предстоит вжиться в роли волков и начать охоту в городских джунглях. Репетиция волчьих повадок начнется на Новой сцене Александринки, затем стая отправится в поля Малой Охты. Организаторы предупреждают: нужно взять с собой 100 г сухого пайка, а закончится квест только в полночь.
И только один фестивальный проект не потребует концентрированных душевных сил. С 27 июля по 6 августа в семейном квесте "Бабушкины очки" (6+) в Московском парке Победы режиссер Радион Букаев предлагает пройти серию нетрудных испытаний, чтобы "научиться больше ценить и уважать друг друга". Думается, все прочие проекты "Точки доступа" тоже держат эту цель в уме, просто средства для ее достижения могут понадобиться экстремальные. Как в жизни.