Переговорный проект

Идея руководства ДНР создать Малороссию способна если не сорвать, то сильно затянуть переговоры с Киевом.

Руководитель непризнанной Донецкой республики Александр Захарченко всполошил соцсети неожиданным заявлением о создании Малороссии; по его версии, под таким названием следует переучредить Украину, которая–де дискредитировала себя. В двух словах суть "конституционного акта" сводится к предложению Киеву сдаться и начать восстанавливать советское наследие. Забавно, но безвизовый режим с Евросоюзом при этом предлагается сохранить.
Заявление довольно экзотическое. Александр Захарченко и сам дает путаные объяснения: он то ли уже объявил о создании Малороссии, то ли только предлагает ее создать. По его словам, в процессе участвуют ДНР и другая непризнанная республика — Луганская, однако там его вдруг не поддержали: представитель ЛНР на переговорах по минским соглашениям Владислав Дейнего назвал инициативу о создании Малороссии несвоевременной, а председатель Народного совета ЛНР Владимир Дегтяренко заявил о больших сомнениях в целесообразности данного шага. Оба добавили, что с властями ЛНР проект Малороссии никто не обсуждал.
Впрочем, юридически все эти заявления все равно не имеют никакого значения: непризнанная самопровозглашенная республика может делать любые заявления, на ее статус это не повлияет. Однако акт явно должен иметь какое–то символическое значение.

Конец Новороссии

Президент Украины Петр Порошенко, по–видимому, прав, реагируя на слова Александра Захарченко констатацией окончательной смерти "проекта Новороссия" (предварительную зафиксировали год назад). Замена Новороссии на Малороссию может означать только попытку заменить исчерпавший себя проект новым. Но если "проект Новороссия" создавался на эмоциональном пике противостояния и даже как–то был упомянут Владимиром Путиным (что вызвало большой переполох), то о Малороссии заговорили на спаде, уже после того, как Кремль не раз и не два повторил, что не собирается присоединять ни Донецк, ни Луганск, а рассматривает их как часть Украины.
Хотя еще весной интеграция Донбасса в состав РФ активно обсуждалась. В Ялте в марте появился Интеграционный комитет Россия — Донбасс, в руководство которого вошли депутаты Госдумы, сам Александр Захарченко в мае говорил, что цель и комитета, и ДНР одна — воссоединение с Россией. Создание Малороссии противоречит этим идеям. С другой стороны, одновременно и в Донецке, и в Луганске весной говорили о принципиальной возможности вернуться в состав Украины — при условии, конечно, что Украина "покается".
Объявление Захарченко, по сути, можно расценить как угрозу срыва минских соглашений, ведь они все–таки подразумевают верховную власть Киева над Донбассом. К исполнению соглашений много претензий у всех участников, но других пока не заключили.
Власти ДНР делают вид, что никакого противоречия нет, но и в ЛНР, и в Москве эту убежденность разделяют не все: председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников, например, по этому поводу сказал, что Захарченко можно понять, но все–таки ему следует "быть осторожнее в подобных вещах". В том же духе высказался и глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Угроза относится ко всем: Владимиру Путину срыв процесса тоже очков не добавит. Но идея сформулирована так, что от нее при необходимости можно будет легко отказаться, выдав за фантазию.

Новые ставки

Вокруг минских соглашений в последнее время много активности. Ее проявляют свежеизбранные президенты США и Франции, Эммануэль Макрон так и вовсе пытается занять ключевую роль, выступая с дополнительными предложениями. Петр Порошенко также готовит новые законодательные инициативы о статусе Донбасса, ездит к мировым лидерам, и в Донецке, да и в Москве, могут быть основания для опасений — вдруг условия изменятся, а Россия не сможет или не захочет защитить. Неизвестно, например, не договаривались ли Путин и Трамп в Гамбурге о каких–то уступках.
В сухом остатке получается моральное согласие с тем, что интеграции с Россией не будет, хотя она и желательна, и фактически заявление о том, что возвращению Донбасса мешает только чрезмерная радикальность действующей украинской власти. Все остальное — предмет торга. Как люди, которым нечего терять, авторы "конституционного акта" заранее обозначают максимально широкие амбиции, чтобы было куда двигаться в процессе переговоров.
При таких стартовых условиях для Донецка будет простой задачей затянуть переговорный процесс еще на полтора года, до начала кампании по выборам президента Украины. С расчетом на то, что западные партнеры либо склонят к компромиссу Петра Порошенко, либо поддержат какого–нибудь другого, менее радикального кандидата. Не исключено, что ровно то же самое захотят сделать и в Москве по отношению к Захарченко.