Как уйти из IT-компании и стать чайных дел мастером  

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Петербуржец Александр Карасев (33 года) прошел путь от сервис–менеджера до директора IT–компании, но на пике карьеры наемного менеджера стал испытывать стресс. Лекарство от стресса стало идеей для собственного бизнеса. Сейчас оборот его компании "Чайных дел", которая занимается поставками чая, составляет 3 млн рублей в год.

"Уже будучи руководителем IT–компании, я увлекся чаем и пошел учиться на чайного мастера", — рассказывает Александр. Курс длился 2,5 месяца, заниматься нужно было 3 раза в неделю: за это время будущего предпринимателя научили отличать плохой чай от хорошего, заваривать его множеством способов, рассказали об истории и культуре чаепития в Китае.

Притягивает как магнит

"Чай не только помог мне тогда расслабиться в стрессовой ситуации, но стал моей отдушиной, а затем сильно поменял мою жизнь", — объясняет Александр. Вскоре он принял решение применить свои новые знания на практике, уволился с работы и открыл маленький бизнес — чайный магазин, где сам встречал покупателей.
"Это было довольно необычно: до этого я руководил штатом 15 человек, а теперь стал продавать чай за прилавком, — вспоминает молодой человек. — Конечно, это менее прибыльно, чем IT, но куда более приятно: ты открываешь чайную, и к тебе начинают приходить очень интересные люди, ведь чай притягивает их как магнит".
На запуск бизнеса ушло 200 тыс. рублей: столько стоили аренда и закупка первой партии чая. Предприниматель признается: если бы перед тем, как открывать свое дело, он устроился продавцом чая в специализированный магазин, это помогло бы ему быстрее разобраться с ассортиментом и поставщиками и эффективнее потратить деньги на закупку чая. Поначалу фирма "Чайных дел" занимала 25 м2 в помещении школы английского языка Don’t Speak предпринимателя Андрея Гуляева, друга Александра по бизнес–клубу Win–Win. Сейчас у компании магазин и пространство площадью 65 м2, где собирается чайный клуб Александра "Просто чай". В нем 200 человек.
Компания специализируется на розничной и оптовой продаже 300 сортов китайского, тайваньского, купажированного и травяного чая, полезных сладостей и посуды для чайных церемоний. Сейчас у фирмы 15 поставщиков, 80% в структуре дохода фирмы составляют оптовые продажи чая офлайновым и интернет–магазинам. Остальное — розница, чайный кейтеринг и чайные церемонии.

Или он, или кофе

"Самый дорогой чай, что я пробовал, коллекционный пуэр, стоил 150 тыс. рублей за килограмм. Это очень премиальные сорта, конечно, их сейчас мы не продаем. Наш средний чек — 1 тыс. рублей", — говорит Александр. Он объясняет, что чайный клуб помогает "растить" покупателей: прививать им культуру чаепития, раскрывать новые вкусы, заинтересовывать премиальными сортами.
По данным Nielsen, россиянин выпивает хотя бы 1,5 чашки чая в день. Весь российский чайный рынок оценивается минимум в 50 млрд рублей. Большую часть занимает пакетированный чай, заварной чай премиум–сегмента составляет не больше 1% рынка. В Петербурге этот сегмент оценивается в 200 млн рублей в год. Однако эксперты отмечают, что Петербург — кофейная столица: чайной считается Москва. На розничной торговле чаем в Петербурге специализируются три большие сети ("Море чая", "Кофейная кантата", "Унция"), за ними идут Mlesna, "Хороший чай". Кроме того, в городе есть около 50 небольших чайных магазинов. Хорошей рентабельностью бизнеса считается 30%, маржа может доходить до 250%.