Андрей Архангельский Все статьи автора
13 июля 2017, 23:31 477

Зло где–то рядом. "Эксперимент "Офис" режиссера Грега Маклина

Фото: Кинопоиск

Каждому работнику международной некоммерческой корпорации "Белко" вживляют в голову отслеживающее устройство — чтобы в случае чего быстро найти и оказать помощь (офис находится в Колумбии, в Боготе); по той же причине окна и двери офиса могут быть мгновенно зашторены огромными пуленепробиваемыми листами. Однако, как это часто бывает, то, что служит надежной защитой, оборачивается смертельной угрозой. Однажды сотрудники оказываются заблокированными в офисном здании, а по громкой связи некий Голос объявляет правила смертельной игры на выживание: чтобы остаться в живых, нужно уничтожить 30 коллег, иначе чип, встроенный в голову, уничтожит каждого (он, оказывается, работает как взрывное устройство). Работники офиса предсказуемо разделяются на две группы: одна пытается найти мирный выход из ситуации, вторая выполняет команды Голоса.

Уроки войны. Фильм "Дюнкерк" режиссера Кристофера Нолана

Уроки войны. Фильм "Дюнкерк" режиссера Кристофера Нолана

573
Андрей Архангельский

"Фильм про офисный планктон, все люди — крысы, в реальности так бы себя и вели" — это, как можно судить по комментариям, типичная реакция на фильм. Она в целом соответствует доминирующей сегодня у нас морали, согласно которой все худшее в человеке рассматривается в качестве нормы.

Фильм отталкивающий — из–за количества крови и насилия, его даже называют фильмом ужасов; но по сути это о том, как короток путь от цивилизации к варварству; всего за каких–то 8 часов люди превращаются в зверей. Авторы буквально воссоздают ситуацию гетто, а затем ситуацию Освенцима — и наконец возвращают героев в первичное состояние человечества — состояние войны всех против всех (по Гоббсу, это мир архаики, который предшествовал первому общественному договору).

В том же фильме с помощью скудных диалогов героев нам наскоро напоминают основные моральные постулаты человечества, а также основные утопии, оправдывающие насилие теми или иными высшими принципами — или попросту во имя выживания.

Также мы быстро убеждаемся, что никакая мораль не невинна: насилие против невинных оборачивается справедливой ненавистью к насильникам, порождая мотив наказания насильников; то есть все равно все заканчивается насилием. В результате мораль фильма не "добро побеждает зло", а "проблема насилия неразрешима".

Однако именно неразрешимость этой проблемы должна заставить зрителя мучительно над ней размышлять. Именно этот итог фильма и можно считать "хорошим результатом" — хотя бы потому, что фильм буквально заставляет задуматься над проблемой зла.

Радикальность фильма можно оправдать эмоциональной глухотой современного человека: теперь, чтобы достучаться до него, приходится идти на крайние меры эмоционального воздействия.

Остается ли, однако, в фильме место для этической рефлексии?.. Тут у меня большие сомнения, поскольку ближе к концу он превращается в Duck Shooter, остаться рационально мыслящим при этом крайне сложно — примерно как сложно остаться психически здоровым, слушая отечественную медиапропаганду.

Теплый стан. Фильм "2:22" режиссера Пола Карри

Теплый стан. Фильм "2:22" режиссера Пола Карри

699
Андрей Архангельский

Можно ли извлечь из катастрофы этический опыт? Возможно ли в аду остаться человеком, сохранить человеческое достоинство? Этим вопросом часто задаются исследователи холокоста, и фильм демонстрирует, насколько это сложно.

Напоминание об ужасном считается сегодня лучшим средством против повторения зла — и в этом смысле фильм работает примерно так же, как мемориалы на месте бывших лагерей смерти: как предупреждение.

Новости партнеров
Реклама