В Банке России считают, что основные последствия финансового кризиса ему удалось преодолеть, ситуация стабилизировалась и пора заняться новыми задачами, нацеленными на развитие экономики.
В прошлые годы Центробанк РФ занимался решением застарелых проблем и борьбой с внешними шоками. «Сейчас ситуация стабилизировалась, и мы будем уделять больше внимания развитию», — заявила, выступая на Международном финансовом конгрессе в Петербурге, председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Новые задачи отражены в теме конгресса: «Финансы для развития», подчеркнула она.
По словам Набиуллиной, российская экономика находится в начале нового цикла. Она вернулась к положительным темпам роста, правда, пока невысоким: в 2017 году в ЦБ ожидают 1,3-1,7% роста ВВП. Ускорить этот рост до приемлемых темпов финансовый регулятор в одиночку не может, но способствовать этому по мере сил собирается.
В окружении волатильностей
Читайте также:
Финансы
Сбербанк подобрался к двум триллионам рублей
Впрочем, все предпринимаемые Банком России меры совсем не гарантируют успеха. Роста экономики может и не случиться. Чтобы снять с себя ответственность за возможные неудачи, Эльвира Набиуллина начала выступление с перечисления рисков, грозящих как мировой, так и российской финансовой системе.
В течение 10 лет, прошедших с момента начала финансового кризиса, центробанки многих стран, борясь с волнами экономических проблем, были вынуждены предпринимать беспрецедентные меры, чтобы стабилизировать и переломить ситуацию, напомнила она. И только теперь, 10 лет спустя, они начинают выходить из этих мер, отказываясь от сверхмягкой денежно-кредитной политики (ДКП). Однако мировая экономика остается слабой и обремененной огромными долгами, рост ее неустойчив. В этих условиях, как предупреждают многие мировые финансисты и экономисты, попытки ведущих центробанков повышать ставки и сокращать объемы выкупа активов чреваты резкими всплесками волатильности на финансовых рынках и прекращением экономического роста.
Эльвира Набиуллина тоже несколько раз упомянула об угрозе повышения волатильности, это слово звучало в ее выступлении рефреном. По ее словам, в развитых странах экономики обременены высоким госдолгом, в развивающихся — корпоративными долгами. Эти долги трудно сокращать в условиях низких темпов роста производительности и инвестиций. Тем временем на рынках активов надуваются пузыри, вызванные долговременной мягкой ДКП.
В развитых странах на фоне стагнации доходов среднего класса уже несколько десятков лет растет имущественное неравенство. Оно создает социальные риски, и ответом на него является рост популизма в политике, который несет новые риски.
Глобальная экономика вступает в фазу роста при низких ценах на нефть, обусловленных, в частности, технологическим рывком в сланцевой отрасли. Низкие цены на нефть создают конкурентные преимущества странам — импортерам энергоресурсов, но добавляют рисков экспортерам, в том числе и России. Все это приводит к сохранению высокой неопределенности, и рынки постоянно, чуть ли не каждый квартал, меняют свои ожидания по поводу будущих цен на нефть, подчеркнула глава Банка России, в очередной раз упомянув высокую волатильность, теперь на рынке нефти.
Эльвира Набиуллина предупредила, что рост мировой экономики будет неустойчивым, а темпы его роста будут ниже, чем в начале 2000-х годов. Для финансовых рынков это означает, с одной стороны, повышение спроса на кредиты в связи с экономическим ростом, а с другой — спрос будет сдерживаться повышением ставок центробанками. Все эти факторы сделают уязвимой и российскую экономику, и даже при потенциале ее роста в 1,5-2% в год возможны значительные колебания этого показателя по годам. Чтобы снизить его волатильность, стране нужны структурные преобразования, в том числе в финансовой сфере.
Запустить мотор экономики
Чтобы запустить мотор экономики и снизить риски, финансовой системе нужна ориентация на гибкость. «Конечно же, нельзя отходить от плавающего валютного курса, — заявила Эльвира Набиуллина — нужна настройка и перенастройка регулирования в традиционных и новых сферах на принципах пропорциональности рискам. Так как правила быстро устаревают, нужен переход от управления по правилам к управлению по принципам. Больше фокуса нужно уделять системным проблемам и рискам, а не только обращать внимание на устойчивость отдельных финансовых институтов». По ее словам, Банк России будет уделять больше внимания п прозрачности как источников капитала банков, так и направлениям кредитования, борясь с финансированием собственных бизнесов владельцев финансовых институтов.
«Мы начинаем постепенно двигаться к принципу стимулирующего регулирования», — провозгласила Эльвира Набиуллина. По ее словам, регулятор будет своей ДКП удерживать инфляцию и риски на низких уровнях, чтобы увеличивать горизонты планирования у банков, бизнеса и населения, тем самым создавая в экономике источники длинных денег и инвестиций.
В числе новаций регулирования глава Банка России она упомянула введение в текущем году коэффициента «платеж к доходу», чтобы более эффективно воздействовать на рынок потребительского кредитования. Кроме того, планируется ввести новые требования к бюро кредитных историй, которые являются ключевой инфраструктурой для сбора информации о совокупном долге каждого заемщика. «Здесь есть развилка. Наш основной сценарий — возложить на несколько системообразующих кредитных бюро обязанность агрегировать информацию о совокупном платеже по долгу. К таким бюро будут предъявляться более высокие требования, прежде всего по защите данных. Если же рынок не сможет договориться, то придется идти по альтернативному сценарию и создавать единого интегратора», — пояснила глава регулятора.
Ведение пропорционального регулирования банков, анонсированное Эльвирой Набиуллиной на прошлогоднем конгрессе, по ее словам, имеет целью не только снижение рисков, но и стимулирование кредитования малого бизнеса: банки с базовой лицензией получат смягчение нормативных требований и смогут за счет этого активнее кредитовать малый бизнес и население. Как рассказала глава ЦБ, в течение года ее ведомство совместно с Госдумой работало над деталями пропорционального регулирования, парламент принял необходимые изменения законодательства и теперь в течение полутора лет у банков будет возможность выбрать тип лицензии. Поддержке доверия к банкам с базовой лицензией будет способствовать и создание системы страхования средств малого бизнеса по аналогии со страхованием вкладов физлиц. Банк России активно поддерживает эту идею, рассказала Набиуллина.
Создание фонда консолидации банковского сектора как нового механизма санации банков, анонсированное на прошлогоднем конгрессе, по словам главы Банка России, также продвигается к реализации. «Сейчас мы готовы и с юридической точки зрения, и с точки зрения организации работы к использованию нового механизма санации, — объявила она. — По мере очищения рынка, мы надеемся, будет больше случаев, когда будет целесообразнее восстановить платежеспособность банка, а не отзывать у него лицензию. Более того, новый механизм санации может стать сам по себе фактором развития конкуренции. Консолидация позволит возвращать на рынок достаточно большие банки. Сейчас у нас один из самых низких уровней конкуренции именно среди крупных банков».
Таким образом, резюмировала Эльвира Набиуллина, по двум из трех крупных задач, публично взятых на себя Банком России на прошлогоднем конгрессе, есть прогресс. А третья задача — создание качественного надзора за финансовыми группами — тоже решается. ЦБ подготовил соответствующий законопроект, который находится в правительстве РФ. Регулятор надеется продвинуться в решении этой задачи в следующем году.