Семейный капитал хипстера

НПО "Семейный капитал" выпустило свою криптовалюту и планирует возрождать производство и сеть магазинов. Тем временем одноименный потребительский кооператив завершает банкротство: идет конкурсное управление, сумма требований пайщиков — более 1 млрд рублей.

Некоммерческое потребительское общество (НПО) "Семейный капитал" запустило новый проект "Комплекс вкуса" — пищекомбинат и 10 магазинов. По данным сайта компании, комплекс будет включать цеха по производству мясной, молочной, овощной продукции, кулинарию и магазины "Сегодня". "Развитие будет идти через небольшие предприятия, расположенные в каждом районе города", — комментирует глава НПО Наталия Верхова.

Почти как биткоин

На своем сайте НПО предлагает инвесторам варианты участия в проекте: стать пайщиком (с доходностью до 20%), приобрести токены (электронные ключи) собственной криптовалюты компании FC–coin (Family Capital coin) или занять одну из вакансий в кооперативе. Не все хотят быть пайщиками, поясняет Верхова, а криптовалюта позволяет вложиться анонимно. Инвестиции в проект НПО не раскрывает, но, как отмечает Наталия Верхова, в организации уже более 16 тыс. пайщиков.
О том, перспективна ли для бизнеса криптовалюта, эксперты спорят. "Есть пример фирмы ZrCoin, которая, продавая токены своей криптовалюты, собрала $1,4 млн за сутки. Их она потратит на постройку завода по производству диоксида циркония и будет обеспечивать валюту. Но случаи привязки токенов к бизнесу единичны, в мире несколько таких проектов, однако никто не рискует предсказать их успешность", — сомневается Алексей Поспехов, директор компании по разработке мобильных приложений ICONIC.
Максим Иванов, исполнительный директор Moscow Digital Academy, отмечает, что криптовалюта не имеет законодательной базы в России. "А письмо Росфинмониторинга гласит, что сделки с использованием криптовалют стоит проверять на возможность отмывания денег", — добавляет он.

Конкурсная история

НПО "Семейный капитал" владеет заводом "Второе дыхание", сельскохозяйственной фирмой "Тукса" и другими активами, которые перешли к нему от кредитно–потребительского кооператива (КПК) "Семейный капитал".
КПК был учрежден Игорем Белоусовым в 2011 году. Идея состояла в том, чтобы на средства пайщиков покупать сельскохозяйственные бизнесы, а продукцию продавать в сети собственных магазинов. В августе 2016 года арбитражный суд признал КПК банкротом. Капитализацию своих активов на пике успеха Белоусов оценивал примерно в 3 млрд рублей. "Семейный капитал" управлял несколькими заводами и 34 магазинами, был крупнейшим в России: в нем состояли более 20 тыс. пайщиков. Часть активов была распродана в 2016 году, основная их часть досталась одноименному НПО.
В кооперативе идет конкурсное производство. Его задача — вернуть деньги пайщикам, которые потребовали возврата вкладов (это более 800 человек, сумма требований около 1 млрд рублей). Со времени банкротства прошел почти год. "Нам пришло письмо о том, что мы в реестре кредиторов, но на счете денег нет", — говорит представитель пайщика, вложившего 460 тыс. рублей. Некоторые пайщики кооператива создают протестные группы в соцсетях, где делятся новостями о судах. А на митинге 12 июня на Марсовом поле даже была отдельная колонна из нескольких десятков бывших вкладчиков. На плакатах они написали требование вернуть деньги.
Для возврата средств конкурсная администрация через суд оспаривает перевод активов, принадлежавших КПК "Семейный капитал", на одноименное НПО.
"Мы оспариваем сделки КПК с НПО, — говорит конкурсный управляющий КПК Даниил Федичев. — Всеми законными способами наращиваем конкурсную массу. Очередная крупная сделка 9 июня (более 66 млн рублей, по данным арбитражного суда. — Ред.) признана ничтожной".