Педиатр в цене

Петербургский рынок медицинских услуг для детей остается прибыльной нишей. Эксперты оценивают его емкость более чем в 5 млрд рублей. Существенного роста в 2016 году не наблюдалось, поэтому ведущие клиники лишь незначительно увеличили обороты, вытесняя мелких игроков.

Рынок медицинских услуг для детей отличается стабильностью: не все его участники отмечают бурный рост доходов от этого направления деятельности, но о и спаде никто говорит. Большинство руководителей клиник фиксируют рост этого сегмента. В основном это связано с увеличением пациентопотока: частная медицина успешно замещает государственную. Наиболее крупными игроками на этом рынке считаются медцентр "XXI век" и клиника "Скандинавия". Так, в 2016 году количество визитов в клиники "Скандинавия" увеличилось по сравнению с 2015 годом на 30%, до 224 посещений, констатирует генеральный директор ООО "Ава–Петер" Глеб Михайлик.
По оценкам заместителя директора медцентра "XXI век" Оксаны Адаменко, 2016 год был достаточно стабильным: в Петербурге не было ни взрыва рождаемости, ни серьезных финансовых потрясений. Спрос на лечение детей если и вырос, то примерно на 3%, считает она. Оборот по детской медицине центра "XXI век" в 2016 году превысил 620 млн рублей, в общем портфеле услуг компании обслуживание детей занимает около 50%.
В клинике СМТ говорят о заметном увеличении притока пациентов, объясняя это провалом государственной бесплатной медицины. Оптимизация этой сферы приводит к тому, что врачи "по месту жительства" не могут оказывать качественное лечение и своевременно обследовать пациентов, которые вынуждены прибегать к услугам частных медицинских центров.

Аллергия и нос

Наибольшим спросом у родителей пользуются услуги педиатров, отоларингологов и аллергологов, отмечает Оксана Адаменко. "Большинство проблем раннего возраста решают педиатры, поэтому они стабильно востребованы. В Петербурге часто поводом для обращения к врачу с детьми становятся простудные заболевания, поэтому всегда много пациентов у отоларингологов. Растет число аллергических заболеваний, и мы отмечаем повышение потребности в аллергологах", — рассказывает эксперт.
В Петербурге из года в год растет количество часто болеющих детей, отмечает спикер из СМТ. Поэтому многие крупные клиники внедряют специальные программы, ориентированные на таких пациентов и включающие не только постоянное наблюдение специалиста, но и реабилитацию и оздоровление.
Самые частые посетители докторов — дошкольники, единодушны врачи. "В 2016 году в наших клиниках зафиксировано 107 тыс. обращений родителей с детьми в возрасте до 3 лет, 56 тыс. обращений пришлось на возраст 4–7 лет и 61 тыс. обращений — от 7 до 18 лет", — рассказывает Глеб Михайлик.

Расширение есть

Многие компании использовали 2016 год для расширения. Так, "Скандинавия" открыла сразу две новые клиники — в Приморском и Фрунзенском районах, также во Фрунзенском районе заработал еще один центр "ЧудоДети" от ГК "Вирилис". Медицинский центр "ХХI век" в 2016 году открыл три отделения (два Приморском районе и одно в Красногвардейском), также начали функционировать два Центра врачей общей практики, которые работают в системе ОМС. Ценовая политика частных медицинских центров осталась неизменной: большинство клиник сохраняют цены на свои услуги на уровне 2016 года за счет оптимизации внутренних расходов.
Аналогичная ситуация складывается и на рынке стоматологических услуг для детей.
По оценкам управляющей ГК "Меди" Марины Касумовой, рост спроса в этой сфере стабилен и составляет 10–11% в год. "Снижения детского обращения в стоматологию за платными услугами за последние 3 года не чувствуется", — подтверждают в сети стоматологических клиник "ИНТАН". Будущее детской медицины — за программами лояльности и программами комплексного обслуживания пациентов, считают врачи, отмечая, что на рынке сейчас большая конкуренция.
"Обычная педиатрия: рутинные приемы, оформление справок и больничных — есть в любом медцентре, а эксклюзивные и эффективные программы можно по пальцам сосчитать, — рассказывает Марина Мамаева из сети "СМТ". — Медцентр или клиника, где работают по программе, всегда вне конкуренции". При этом, по ее словам, клиники, где ничего особенного нет, жестко конкурируют между собой, вынуждены все больше средств вкладывать в рекламу, чтобы опередить соперников. В итоге кто–то разоряется и уходит с рынка. "Выживает либо сильнейший, либо особенный", — резюмирует она.