Как прошла "Биржа стартапов" №30

Автор фото: Валентин Беликов
Автор фото: Валентин Беликов

Юбилейная, тридцатая по счету "Биржа стартапов" прошла весело: один стартап, чтобы заинтересовать инвесторов, даже сыграл на гитаре. Члены жюри увидели программу для профильного изучения иностранных языков, ателье на платформе Uber, агентство по продаже интернет-компаний, углеродосодержащий пол и платформу для оценки стоимости ремонта. Почти все проекты нашли заинтересованных в них бизнес-ангелов.

На тридцатой по счету "Бирже стартапов", которая по традиции прошла в последний понедельник месяца в ресторане "Rыба", посчастливилось всем шести проектам. Однако, несмотря на то что все стартапы заручились поддержкой как минимум одного инвестора, бизнес-ангелы все же дали свои рекомендации каждому создателю проектов. Без критики не ушел никто.
Все без исключения инвесторы, включая Полину Лукьянову, директора бизнес-инкубатора "Ингрия", Александра Гаврюшенко, бизнес-ангела, CEO в CFD GROUP, и Елену Силинскую, директора по развитию венчурного фонда и акселератора iDealMachine, отметили среди выступающих проект Radme — глобальной платформы по подбору мастеров для ремонта.
Заинтересовал инвесторов и проект RGM, представляющий собой бренд петербургских гитар, по качеству превосходящий западные образцы. Однако бизнес-ангелы посоветовали создателям стартапа искать инвестиций среди тех, кому по душе музыкальная тематика.  
Победителем "Биржи стартапов", по мнению членов жюри, стал проект "Идет вам". Современное мобильное ателье, не имеющее офиса и работающее на платформе Uber, вызвало, судя по данным закрытого голосования, наибольший интерес инвесторов.
Проект A2 Electric — система производства нагревательных элементов на основе углеродосодержащих материалов — заинтересовал Анатолия Шамардина, заместителя генерального директора Дальпитерстроя": при удачном тестировании продукта стартап сможет стать партнером компании. С создателем проекта Radme обменялась контактами Марина Евневич, член совета директоров "Максидома", а инвестор и декан Академии ЛИМТУ Михаил Раяк уже запланировал сотрудничество с проектом Educa.

Иностранный язык по специальности

"Биржа стартапов" началась с мечты основателя стартапа Educa. Михаил Богославец сразу заявил инвесторам, что любой великий проект – это мечта его основателя, и признался, что всегда мечтал стать пилотом. "Для того чтобы им стать, необходимо было изучить узкопрофильный английский язык, предназначенный именно для пилотов. И здесь я столкнулся с проблемой – на российском рынке практически отсутствует платформа для широкого изучения языков по узкому профилю", – начал он свой рассказ. Так родился его проект, над которым сейчас работает 20 человек.
Сервис предназначен для подготовки к сдаче международных экзаменов, а также узкоспециализированных задач, например английский для бизнесменов, путешественников, пилотов, моряков.  "Мы не сервис для массового изучения английского языка, – уточняет создатель стартапа. – Мы – платформа для улучшения иностранного языка для узкопрофильных задач".
Несмотря на то что проект Михаила был запущен в этом году, его уже опробовало около 90 тыс. пользователей. Из них более 26% перешли на 10-й уровень профессионального изучения выбранного языка. В настоящий момент на платформе Educa готовятся к выпуску курсы по специализированному изучению делового ряда языков: от испанского и китайского до эльфийского и клингонского.
Сейчас стартапу необходимо 300 тыс. долларов инвестиций за 5% доли в компании. Организаторы адаптируют платформу для выпуска на международный рынок. В ближайшее время будет локализирован интерфейс для запуска проекта в Китае, Индии и Турции. Кроме того, в планах команды проекта Educa создание приложения для мобильных устройств, курсы индивидуального обучения и увеличение необходимых для всеобъемлющего изучения иностранных языков материалов.
В настоящий момент рынок по онлайн-обучению и курсов дополнительной подготовки иностранных языков оценивается в $1,2 млрд.
"Вы сказали, что у вас только 26% обучаемых переходят 10-й уровень изучения языка. Остальные 74% программу забрасывают, – обратился к стартапу Александр Гаврюшенко, бизнес-ангел, CEO в CFD GROUP. – Я не услышал, что вы выявили проблемы, из-за которых идет остановка процесса обучения у пользователей. Это проблема для многих программ и в других сферах. Но успешными на рынке становятся те, кто отличается от остальных. И если вы не будете опять же, как все, терять под 74% своих клиентов, то и инвестиционная привлекательность ваша вырастет, а значит, вы точно добьетесь своего эффекта и заинтересуете инвесторов".
Проектом уже сейчас заинтересовался Михаил Раяк, который заявил о готовности совместного сотрудничества с Educa:
"В университете ИТМО есть целая кафедра иностранных языков и делового перевода. Каждый год через нас проходит огромное количество обучающихся. Преподавание ведется как дистанционно, так и в качестве обеспечения очных курсов в сфере дополнительного профессионального образования. Поэтому тема проекта Educa мне близка. Та ниша, что ими выбрана – подготовительные экзамены и иностранные проекты, – сейчас перегружена. Но мы поработаем с ними и будем сотрудничать. Чем-то поможем, будем делать как минимум совместные курсы обучения".

Мобильное ателье: швея по вызову

Второй на юбилейной тридцатой "Бирже стартрапов" выступила экс-директор сети гипермаркетов "Лента" по маркетингу Наталья Ардонская со своим проектом "уберизированного" ателье "Идет вам".
«Если кто-то подумал, что речь сейчас пойдет о моде, то вы ошибаетесь, – обратилась к инвесторам Наталья. – Наше ателье –  проект, который изменит рынок бытовых услуг Петербурга». Мобильное ателье Натальи существует с 2015 года и построено по системе Uber и Тинькофф Банк.
Суть платформы мобильного ателье проста: свободные швеи и портные, подключенные к системе, реагируют на поступивший заказ и сами приезжают к клиентам в нужное время и место. В отношении работников проекта существует особая форма «контроля и мотивации», благодаря которой, по словам Натальи, швеи добросовестно и качественно выполняют свою работу.  
Рынок ателье в Санкт-Петербурге оценивается в 600 млн рублей в год. Среди конкурентов проекта локальные ателье, расположенные в формате «у дома», и вольные швеи, занимающиеся пошивкой одежды на дому. При этом, по словам Натальи, их мобильное ателье превосходит всех конкурентов по таким ключевым вопросам, как сервис, качество и удобство места.
"Два главных фактора, с которыми мы работаем: фактор удобства места и фактор рекомендаций. Они не являются случайными. Согласно нашим опросам, это основные критерии, по которым выбирается ателье в Петербурге", - объяснила Наталья.
В месяц компания выполняет более 60 заказов, средний чек - 2,5 тыс. рублей. Создатели зарабатывают на 40% комиссии с заказов, выполнением которых занимаются швеи. Сегодня в стартап уже вложено 1,3 млн рублей.
Сейчас мобильному ателье необходимо 6 млн рублей инвестиций за 15% доли выручки. Деньги должны вернуться инвесторам через 2,5 года, а на четвертый год бизнес-ангел сможет заработать 18 млн рублей. Большую половину выделенных средств команда стартапа собирается вложить в продвижение проекта. Остальная часть суммы пойдет на усиление команды, наем персонала и разработку ПО.
На планы по дополнительному найму персонала сразу обратил внимание Александр Гаврюшенко, бизнес-ангел, CEO в CFD GROUP. Он рассказал о нехватке швей и портних на рынке Петербурга и поинтересовался, как будет справляться Наталья с данной проблемой.
"Мы ищем каналы масштабирования и уже запустили программу по набору портных с преимуществами, которые швеи уже оценили: им действительно удобно и комфортно сотрудничать с нами", — заверила его Наталья.
В результате проект получил высокие оценки бизнес-ангелов: стартап назвали готовой рабочей системой и проектом, имеющим шансы изменить рынок.  
«Идет вам» — победитель сегодняшней биржи потому, что он является самым реальным проектом, – заявила Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора «Ингрия». – Им требуется реальная сумма инвестиций, у них реальная оценка своих возможностей. Их сильная сторона в организаторе проекта. Наталья – опытный специалист, у нее высокий уровень компетенции. Кроме того, хорошая нишевость, она не заполнена. Рынок сейчас остается открытым. Им необходимо решить проблему с исполнителями, нанять персонал. Сейчас это тренд – мы видим рост легкой промышленности».

Платформа для оценки стоимости ремонта

Следующий проект "Биржи стартапов" Radme на суд инвесторов представил Сергей Азбаров. Это онлайн-платформа, с помощью которой заказчики находят исполнителей любых архитектурных или ремонтно-строительных работ и узнают их стоимость. Продукт реализован командой, имеющей большой отраслевой опыт. В стартап на предпосевной стадии уже инвестировал фонд Константина Синюшина theUntitled.
"Сейчас наша платформа охватывает все города России и Украины, – заявил Сергей. – У нас есть программа, способная работать удаленно с нашими партнерами, и через нашу платформу прошло уже более чем 1500 заказов» .
Специфика проекта заключается в том, что команда делает фокусировку на строительных технологиях и реальных данных. Сейчас у команды есть работающий MVP строительного и ремонтного маркет-плейса, а также приложение "Мой ремонт", которое позволяет следить за выполнением ремонта: общаться со строителями, получать уведомления о статусе работ.
Сейчас проект ищет 30 млн рублей за 10% компании. Оборот компании составляет минимум 1 млн рублей в месяц.
Виталий Новиков, директор «Университета продаж», устроил создателю проекта настоящий блиц-опрос.
"Вы изучали предыдущие выступления похожих проектов на «Бирже стартапов»?" – обратился Виталий Новиков. – «Смотрел презентации», – смутился Сергей Азбаров. – «А сможете назвать похожие проекты в других отраслях?» – продолжил Виталий Новиков. В ответ он услышал лишь фразу: «Не назову».
– «Три поговорки про строителей вы можете назвать? Не про ремонт, а про строителей?» — продолжал блиц-опрос директор «Университета продаж». – «Только нецензурные», – заявил в ответ стартапер. – «Вы идете в неправильном направлении, вам нужно разворачиваться, — заявил Виталий Новиков. — Вы наступаете на грабли, по которым уже прошлись проекты в других сферах. Но вы этого не знаете, потому что не следили за ходом развития других подобных проектов. Вы приходите на «Биржу стартапов» и предлагаете 10% доли инвесторам, хотя уже давно известно, что даже за 30% и то не все готовы идти на такие риски. И при этом говорите, что «даете шанс» инвесторам заинтересоваться вами. Это смело!»
«Я, как строитель, обратил внимание на проект Radme, — признается Анатолий Шамардин, первый заместитель генерального директора "Дальпитерстроя". — Но, чтобы привлечь клиентов для данного вида работ, необходимо вносить элементы новизны, работать над тем, чтобы клиент был удивлен. Необходимо реально внести какие-то элементы новых технологий в этот проект».
«Если говорить о Radme, мне было бы интересно поработать с этим проектом, — поддержала стартап Мария Евневич, член совета директоров "Максимома". — Но поработать не как инвестору, а как потенциальному партнеру. Сейчас на рынке строительных товаров тяжелая ситуация, все ищут возможности привлечения дополнительных клиентов. Мы рассматриваем все возможные проекты для сотрудничества».

Музыкальный Петербург

«Самый узкопрофильный инвестиционный проект», по словам Полины Лукьяновой, директора бизнес-инкубатора «Ингрия», на «Бирже стартапов» №30 представил Жан-Александр Невский, участник петербургской музыкальной группы "Сниму в кино". Его проект RGM (Российская гитарная мануфактура) — отечественное серийное производство гитар и другого музыкального оборудования —  жюри встретило с особенным интересом.
Отечественное мелкосерийное производство гитар, звукоснимателей и другого музыкального оборудования запущено гитаристом петербургской группы «Сниму в кино» Жан-Александром Невским, гитарным мастером с 20-летним стажем Евгением Логиновым и специалистом по продажам Николаем Рощиным год назад. Продукт не уступает по качеству западным образцам, однако значительно дешевле за счет собственных технологий команды, производства в Петербурге и использования локальных материалов. В проект вложено 300 тыс. рублей. Сейчас команда стартапа ищет инвестиции в размере 2 млн рублей на оборудование для расширения производства и маркетинговую кампанию. В месяц предприятие продает по три гитары собственного производства.
После представления краткой презентации стартапа Жан-Александр решил продемонстрировать бизнес-ангелам свой проект во всей красе.
"Чтобы доказать, что это не просто слова и что наши гитары действительно хороши, я продемонстрирую вам наш продукт, — обратился к инвесторам Жан-Александр. — У нас есть инструмент, который мы сделали по западному образцу, и оригинал. Я надеюсь, что смогу продемонстрировать вам наше преимущество".
Подключив гитару к комбику, создатель RGM продемонстрировал инвесторам, на что способна его гитара по сравнению с западным аналогом, который на российском рынке стоит порядка 15 тыс. дороже.
«Обратите внимание на культурный уровень членов жюри: никто не крикнул «Мурку давай!» — пошутил Виталий Новиков, директор «Университета продаж».
Даже скептически настроенные по отношению к проекту инвесторы не смогли удержаться от соблазна и доставили свои гаджеты, чтобы заснять игру на гитаре участника «Биржи стартапов».
Инвесторы сошлись в том, что проект является узкомасштабным, на широкий рынок он никогда не выйдет, но его создатели смогли создать действительно качественный продукт.
«Это очень крафтовый бизнес, — заявил музыкантам Михаил Раяк, заместитель директора Фонда поддержки промышленности. — Он рассчитан на то, чтобы его основатель получил удовольствие, а не деньги. Продвигать его в качестве основного бизнеса – это ошибка. Пока они не крепко стоят на ногах, пока не имеют финансовой стабильности, заниматься бизнесом такого рода, где продажи редки не постоянны, – не стоит. Для того чтобы позволить себе такой роскошный бизнес, нужно располагать финансовым положением».
«Вам нужно искать инвестора, который любит играть на гитаре, — считает Луиза Александрова, председатель НП «Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов». — Это не инвестиционный проект. Это проект для души».
«Петербургские гитары вряд ли способны заинтересовать широкий круг инвесторов, — подтвердила Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора «Ингрия». — Всем нужны понятные рынки и перспективные проекты. А RGM – это не массовый рынок. Как бы они не меняли свой подход, на что бы ни шли инвестиции, они заинтересуют лишь очень узкий круг лиц".
Впрочем, некоторые члены жюри пообещали рассказать об этом проекте своим партнерам.

Теплый пол

После музыкальной разрядки инвесторам «Биржи стартапов» представили проект A2 Electric, рассчитанный на производство нагревательных элементов на основе углеродосодержащих материалов. Денис Антоненко, создатель стартапа, сразу объявил членам жюри, что у команды собственная технология производства и патент.
Проект запущен в 2014 году, уже есть продажи. Компания разработала новый вид теплых полов из шунгита: он быстрее монтируется, не токсичен и сокращает расходы на электричество.
«Нагревательные элементы нашей технологии имеют систему умного пола: каждый элемент укомплектовывается терморегулятором, что отрицает возможность самовозгорания или других чрезвычайных ситуаций, — пояснил Денис Антоненко. Кроме того, это энергосбережение. Проект экономит в 5-6 раз меньше электроэнергии, чем мировые аналоги и наши конкуренты в области «теплого пола».
По замыслу создателей, технология подойдет для коммерческого, промышленного и гражданского строительства, а также сельского хозяйства. В стартап уже вложено 20 млн рублей, а сейчас команда ищет еще 30 млн рублей за 30% доли компании. По словам Дениса Антоненко, вложенные деньги пойдут на маркетинг и дальнейшее развитие производства. Инвестиции, по планам создателей проекта, окупятся за 1,5-2 года.
Проект заручился поддержкой Анатолия Шамардина, первого заместителя генерального директора «Дальпитерстроя». По его словам, при успешном прохождении экспертизы, необходимой для одобрения государственных проектов, проект сможет заручиться инвестиционной поддержкой: «Проект должен будет пройти экспертизу, в которой выискивается каждый недостаток, что называется «косяк». Если вы обоснуете свою привлекательность, привлекательность своих разработок и ваш проект пройдет госэкспертизу, то, возможно, речь может пойти о сотрудничестве. Этот проект хорош в узкой сфере, думаю, для коттеджного строительства».
А вот Виталий Новиков, директор «Университета продаж», раскритиковал стартап Дениса Антоненко, заявив о его неактуальности. «Старые тропинки к новым дверям не ведут, а вы по ним ходите, — заявил Виталий участнику «Биржи стартапов». —  И вы не используете те возможности, которые лежат у вас буквально под ногами. Тема с теплыми полами – уже «перехожена». Недостатка на рынке нет. Вы должны предложить что-то новое. Например, теплые полы для женщин. Ведь нет ничего страшнее для педикюра и кожи стоп, чем подогрев пола. Надо искать новые идеи. Дайте новые привлечения, дайте новые каналы переговоров с клиентами. Нащупайте эти ниши!»
Луиза Александрова, председатель НП «Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов», посоветовала создателю проекта лучше изучить собственную бизнес-стратегию: «Вам необходимо понять: как строить вашу бизнес-стратегию, нужно лучше понять рынок, разобраться, кто же ваш клиент и нужна ли ему эта «экономия». И только после этого вы сможете четко разобраться, на что вам нужны инвестиции».

Платформа для продажи интернет-компаний

В финале юбилейной «Биржи стартапов» выступил Алексей Комаров со своим стартапом ItBizBroker. Специализированное агентство для продажи и покупки интернет-компаний заинтересовал всех бизнес-ангелов, а по мнению Елены Силинской, директора по развитию венчурного фонда и акселератора iDealMachine, и вовсе был единственным стартапом, лишенным иллюзий касательно своего рынка, клиентов и развития.  
По словам Алексея Комарова, проект работает лишь с компаниями стоимостью более 500 тыс. рублей.  «На чем мы зарабатываем деньги? — обратился к членам жюри создатель проекта. — Мы зарабатываем на комиссии от закрытой сделки. Цена является дифференцированной в зависимости от стоимости бизнеса: от 15 до 5%, если речь идет о продаже компании стоимостью более 15 млн рублей».
Стартап начал свое существование в марте 2017 года, в настоящий момент агентство продает 26 IT-компаний на общую сумму 100 млн рублей, среди них есть портфельные проекты ФРИИ. Также организация сотрудничает с американской брокерной компанией Acquisition. Через полгода команда будет искать 5 млн рублей для выхода на международный рынок. Есть продажи.
Инвесторы «Биржи стартапов» высоко оценили проект ItBizBroker, однако посоветовали команде развиваться за счет своих компетенций.
«Это готовый проект, которому не требуются инвестиции. — считает Лукьянова. — Они в состоянии справиться сами. Создатели стартапа знают, где найти применение своим инвестициям. Это актуальный проект, он может добиться больших результатов. Они занимают нишу, которая в данный момент пустует. И конкуренция практически нулевая».
Поддержали проект Александр Гаврюшенко, бизнес-ангел, CEO в CFD GROUP, и Елена Силинская, директор по развитию венчурного фонда и акселератора iDealMachine.
Члены жюри майской "Биржи стартапов":
1. Мария Евневич, член совета директоров "Максидома"
2. Анатолий Шамардин, первый заместитель генерального директора "Дальпитерстроя"
3. Виталий Новиков, управляющий партнер компании "Университет продаж"
4. Михаил Гаврилов, директор по развитию ПАО "Банк "Санкт-Петербург"
5. Михаил Раяк, инвестор, декан "Академии ЛИМТУ" (центр дополнительного образования ИТМО)
6. Александр Гаврюшенко, бизнес-ангел, CEO & Founder в CFD GROUP
7. Луиза Александрова, председатель НП "Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов"
8. Максим Васюков, главный редактор газеты "Деловой Петербург"
9. Дмитрий Грозный, исполнительный редактор газеты "Деловой Петербург"
10. Елена Силинская, директор по развитию стартап-акселератора iDealMachine
11. Николай Страх, представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ)
12. Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия"
Следующая "Биржа стартапов" состоится 31 июня. Чтобы принять участие, необходимо позвонить по номеру 89095835363 куратору проекта Анастасии Жигач и рассказать о своем стартапе и инвестиционном предложении инвестору. Кроме того, необходимо продублировать свой рассказ письмом на anastasia.zhigach@yandex.ru. Заявки принимаются до 17 июня.