«Деловой» подход к экологии: один из крупнейших грузоперевозчиков взял в аренду машины на газовом топливе

Новатором выступила ГК «Деловые Линии». Пять тягачей с предустановленным заводом ГБО будут эксплуатироваться на маршруте Москва – Санкт-Петербург. Это смелый рывок на рынке альтернативного топлива, поскольку до недавнего времени большие компании не тестировали газомоторную технику.

В данный момент большинство транспортных компаний находятся в ожидании того момента, когда газовые заправки будут функционировать повсеместно. При этом власти размышляют о перспективах отрасли и целесообразности возможных вложений.
Но «Деловые Линии» решили не ждать «у моря погоды» и взяли технику в аренду уже сейчас. Это стратегически оправданный ход, поскольку в случае, если тягачи себя не оправдают, компания потеряет только вложения в арендную плату.
Немного технической информации: седельные тягачи Scania G 340 LA4x2MNA имеют мощность 340 литров в секунду при 1900 оборотах в минуту. Они оснащены рядными пятицилиндровыми двигателями, которые соответствуют нормам Евро-6.
Если ориентироваться на примерные расчеты, такой тягач дает примерно 500 тыс. рублей выручки в месяц, и это без учета оплаты труда водителей, платы за «Платон» и трат на топливо. Аренда при этом обходится компании в два раза дешевле. «Деловые Линии» работают по программе аренды уже давно, но еще ни разу не брали автомобили, функционирующие на газу.
Техника была передана в начале июня в Санкт-Петербурге, а 8 июня тягачи стартовали по маршруту из Санкт-Петербурга в Москву (на этом направлении больше всего развита инфраструктура газовых заправок). Именно по этому направлению они будут курсировать первый месяц эксплуатации, то есть проедут первые 20 тыс. километров. После этого рубежа можно будет судить о каких-либо недостатках техники, если таковые будут выявлены.
По условиям договора обслуживаться техника будет в Санкт-Петербурге на базе «Петроскан». Сейчас сервисы для автомобилей на метане есть, помимо Санкт-Петербурга, еще в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Кемерово. Но не везде хорошо распространены заправки газомоторного топлива. А вот запчасти уже есть на отдельном федеральном складе. По словам руководства, доставить любой предмет можно будет за несколько дней.
«В России было принято решение о развитии направления именно газового топлива, в отличие от стран Европы, где «Скания» работает по всем направлениям альтернативного топлива. Причины в том, что Россия обладает самыми большими запасами газа, а его цена, по сравнению с Европой, ниже почти в два раза, что позволяет владельцам такой техники экономить на топливе до 40%. Сейчас интерес и запросы на такую технику растут. Первое — эффективность и экономичность. Второе — экологичность. Кроме того, именно эти автомобили первыми в России оборудованы системами помощи водителю — системой избежания столкновения, контролем полосы движения и адаптивным круиз-контролем», — рассказал руководитель газомоторного направления «Скания-Русь» Иван Папазов.
По словам Папазова, тягачи «Скании» конкурируют с газовой техникой КамАЗа. Основное преимущество — сборка «Скании» производится в Европе, а КамАЗ пользуется силовым агрегатом из Китая.
Вопрос не последней важности для перевозчика — стоимость обслуживания. Разница ТО составит порядка 1500-2000 рублей, что обусловлено дополнительными 0,8 нормочаса (осмотр и выявление течей газа из топливной системы) и стоимостью расходных материалов, в частности масла. Межсервисный интервал для таких автомобилей составляет 45 тыс. километров.
Что касается обучения сервисменов, то все специалисты проходят обучение в двух центрах сертификации — МАДИ и РАРИТЕК.
Есть вероятность того, что в следующем году в газовых версиях автомобилей появится экологический круиз-контроль, что повысит экономичность, поскольку можно будет выбирать режимы работы двигателя на спусках и подъемах.
«Мы планируем сэкономить на топливе порядка 25-30%. Для нас пока остается открытым вопрос обслуживания и то, как будет вести себя эта техника в процессе эксплуатации. Кроме того, хотелось бы и более разветвленной сети заправок, что расширило бы географию перевозок.
По существующей договоренности, в строительстве новых станций «Газпромнефть» будет опираться на предоставленную нами информацию о потоках перевозок и объемах закупаемой техники», — отметил Александр Лашкевич, руководитель подразделения «Деловых Линий» по взаимодействию с инфраструктурными и отраслевыми организациями.
Основным вопросом все же остается инфраструктура заправочных станций и сервисов. По словам руководителя продаж АО «Газпромнефть-Альтернативное топливо» Михаила Мацкевича, компания «Деловые Линии» первой сделала большой шаг в направлении использования природного газа. «Мы ждем от них решения о переводе части своего парка на газомоторное топливо. Что и повлияет на принятие решения о расширении сети АГНКС», — добавил Мацкевич.
Кроме того, многие представители рынка задаются вопросом о поддержке со стороны государства. По словам Михаила Мацкевича, рынку не обойтись без федеральных и региональных субсидий. «Опыт реализации постановления правительства демонстрирует то, что шаги развития должны предприниматься всеми участниками процесса», — заявил Мацкевич.
Помимо основных вопросов, касающихся эксплуатации газомоторной техники, есть ряд дополнительных сведений, которые только предстоит выяснить опытным путем. Например, насколько сильно на перевозках отразится время, затрачиваемое на заправку метаном тягача? Сейчас этот процесс занимает около часа, и остается открытым вопрос о том, целесообразна ли трата такого количества времени. К тому же водители в пути проверят, насколько изменится динамика разгона автомобиля и насколько потеряет в мощности двигатель.
Естественно, все игроки рынка думают о качестве топлива и о том, как автомобили на метане будут функционировать в зимнее время. Но главное, что начало практическому развитию данного направления уже положено компанией «Деловые Линии» и, возможно, у бензина и дизеля появился серьезный соперник на рынке топлива.