Чиновники собираются переложить на девелоперов расходы по строительству дорог возле новых домов

Автор фото: Сергей Ермохин/Сергей Коньков
Игорь Албин (слева), вице–губернатор Петербурга, контролирующий строительный блок. Михаил Москвин, заместитель председателя правительства Ленинградской области по строительству.

Транспортную доступность строящихся в Петербурге жилых кварталов придется обеспечивать девелоперам. Чиновники собираются переложить на них расходы по строительству подъездов к новым районам. Такую схему уже реализуют в Ленинградской области.

Городские власти продолжают перекладывать на застройщиков обязательства по созданию инфраструктуры. Если со строительством детских садов и школ застройщики уже смирились, то скоро им придется брать на себя расходы по строительству дорог. Первыми с новыми требованиями столкнулись компании "Эталон", "СПб Реновация", "Лидер Групп", Seven Suns Development и Glorax Development.

Проект за счет бюджета

В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) сообщили "ДП", что в этом году за счет бюджета разработают проектную документацию для подключения к улично–дорожной сети трех жилых комплексов. На проектирование квартала в Невском районе, расположенного вдоль Петрозаводского шоссе и Советского пр., где компания "СПб Реновация" строит ЖК "Живи! В Рыбацком" потратят 48 млн рублей. На проект подъезда к ЖК "Ласточкино гнездо" от компании "Эталон" рядом с Октябрьской наб. и Русановской ул. — 41,8 млн рублей. На план дороги к строящимся жилым комплексам жилого квартала на намыве на Васильевском острове — 66,1 млн рублей. Дополнительные деньги на эти цели выделены при корректировке городского бюджета, проектирование начнут осенью.
В КРТИ рассчитывают, что строить эти объекты за счет бюджета не придется. Комитет ведет переговоры с застройщиками о финансировании строительства. Понятно, что создание дорог обойдется на порядок дороже, чем подготовка документации. Так, только на строительство Русановской ул., окаймляющей ЖК "Ласточкино гнездо", требуется более 878 млн рублей. "Этот жилой комплекс — полностью завершенный проект. В рамках его реализации группа "Эталон" возвела школу на 825 учащихся, которая была безвозмездно передана Петербургу. Также нашей компанией выполнены работы по благоустройству существующей дороги — обновлены тротуары, сделано освещение. В связи с этим проектирование и строительство подъездных дорог к ЖК "Ласточкино гнездо" в нашем представлении должно финансироваться за счет городского бюджета", — осторожно возражает директор по правовым вопросам группы "Эталон" Виктория Цытрина.
Ориентировочная стоимость расширения Советского пр. составляет 960 млн рублей. "Данный проспект — дорога регионального значения, и по закону его реконструкция — и проектирование, и непосредственно строительство — входит в компетенцию городских властей", — говорит руководитель службы по работе с государственными органами "СПб Реновации" Дмитрий Михалев. По его словам, прогнозировать точные сроки реконструкции проспекта пока сложно, но процесс запущен — это самое важное.
На намыве на Васильевском острове проектируются и строятся ЖК "Капитан Немо" от "Лидер Групп", ЖК "Я — романтик" от Seven Suns Development и ЖК Golden City от Glorax Development. В "Лидер Групп" подтвердили, что чиновники обращались к ним с предложением взять на себя строительство дорог, в остальных компаниях от комментариев отказались.

Обязаловки не будет

В КРТИ составили список из семи жилых комплексов, дороги к которым необходимо строить в первую очередь. Это новостройки в Шушарах, Славянке, Приморском и Красносельском районах (см. "Первоочередные жилые комплексы..."). По предварительным подсчетам, для решения вопросов транспортного обеспечения этих жилых комплексов с 2017 по 2023 год требуется 50,5 млрд рублей. В Смольном рассчитывают, что как минимум часть из них возьмут на себя девелоперы.
Впрочем, вице–губернатор Петербурга Игорь Албин заверил "ДП", что "тотальная обязаловка для строителей в этом вопросе невозможна в текущих экономических условиях". По его словам, объем финансирования строительства дорог будет зависеть от экономики каждого конкретного проекта комплексного освоения территорий.
Однако застройщики настроены менее оптимистично. "Разговоры о том, что строителям города придется за свой счет строить еще и дороги, зазвучали около месяца назад. В Смольном это объясняют большим дефицитом бюджета, мол, городу дороги не потянуть. Даже на выкуп социалки денег не хватает. Ситуация очень негативная. Мы сейчас пытаемся договориться с властью о выкупе с рассрочкой на 5 лет. Но они даже на это не идут. Хотя понятно, что магистральные дороги город должен строить сам", — заявил "ДП" один из крупных городских застройщиков.

Областной светофор

Городские власти явно берут пример с соседней Ленобласти. В прошлом году там стартовала программа "Светофор" — дифференцированный подход к условиям работы застройщиков. Территорию региона разбили на три зоны согласно плотности застройки и близости к Петербургу. В красной зоне помимо жестких условий выкупа социальных объектов от застройщиков требуют за свой счет делать не только внутриквартальные проезды (это обязательство возложено Градкодексом), но и дороги от границ своих проектов до региональных дорог. "Мы не интересуемся бухгалтерией застройщиков, деньги на строительство с них не собираем. Для нас важно физическое наличие объекта, построенного по проекту и грамотно оформленного, чтобы мы смогли принять его на баланс", — настаивает заместитель председателя правительства Ленобласти Михаил Москвин. Несговорчивым застройщикам грозят отзывом проектов планировки и отказом ввода домов в эксплуатацию. Так, например, около года компания "Главстройкомплекс" не может получить разрешение на ввод домов в микрорайоне "Южный" во Всеволожске без строительства подъездной дороги к своим объектам. В итоге взять на себя расходы на строительство дорог согласились девелоперы во Всеволожске, Аннино, Кудрово и Мурино.
Так, вчера состоялась выездное совещание с чиновниками и инвесторами по строительству сквозного проезда под КАД в районе Западного Мурино. Как сообщили в УК "Мурино" (подконтрольна миллиардерам Андрею Березину и Юрию Васильеву), стоимость первого этапа строительства проезда под КАД к Верхней улице и ТК "Северный молл" составит 108 млн рублей. Инвесторами выступили около десятка компаний–застройщиков (доля каждого определялась в зависимости от площади участка). Второй этап, строительство развязки к КАД за 1,2 млрд рублей, в дорожном комитете ЛО надеются реализовать по схеме ГЧП: 60% стоимости профинансирует бюджет Ленобласти, 40% — застройщики.
Нас пока не уведомили, что на наш бюджет хотят повесить и дороги. И вообще–то это противозаконно. У нас по закону инвестор защищен — на время реализации проекта ему не могут менять условия и нагрузки, которые были озвучены изначально. Увы, у нас власти постоянно попирают закон. Считают, что своя рука — владыка. Но это приводит к нецелевому использованию средств дольщиков и к разорению строителей. Отдельный вопрос — куда деваются налоги, специально собранные в бюджет на дороги и другие нужды. И почему Ленобласть справляется с проблемами без поборов, а город — нет?
Дмитрий Астафьев
президент "ЛенСпецСтроя"
Два года назад мы рассматривали предложение о покупке у Валерия Израйлита земли в Новосаратовке под девелоперский проект. Речь шла о 20 га, где мы планировали построить 170 тыс. м2 жилья. Но сделка так и не состоялась. Позже доверенные лица Израйлита пытались продать участок другим застройщикам. Даже появлялась информация, что землевладелец сам будет строить там жилье. Но, как видите, дело ничем не закончилось. Сейчас не лучшее время для вхождения в проекты в этом районе. Тем более что спрос на территории рядом с КАД снизился, и в дальнейшем он будет зависеть от темпов инженерной подготовки этой земли.
Александр Рассудов
Разговоры о том, чтобы повесить на строителей дополнительные нагрузки, идут давно. Но сейчас настал момент сесть строителям за стол переговоров с чиновниками и объяснить им, какова себестоимость "квадрата" жилья, чтобы власти могли подумать, выдержит ли бизнес дополнительные поборы. Пока чиновники считают, что "квадрат" стоит 48 тыс. рублей (хотя реально больше 65 тыс. рублей), разговоры о дополнительных нагрузках не прекратятся. Мы не против строить дороги. Но эти затраты должны как–то компенсироваться, чтобы не страдала экономика проектов.
Беслан Берсиров
заместитель гендиректора "Строительного треста"
У меня с этим годом связаны весьма своеобразные воспоминания. Буквально в одночасье изменилась бизнес–среда. Если до этого денег становилось все боль- ше, то потом их резко не стало. И тогда надо было с этим разбираться. Лично у меня до того момента не было личного опыта негативных разговоров. И вот настал момент, когда сотрудникам компании надо было сказать — старой реальности не существует, нам надо выжить в новой. Это было крайне тяжело психологически. Говорить людям, что того, к чему они привыкли, больше нет, предстоит менять все и подстраиваться под новые обстоятельства. Был шок, кто–то остался, кто–то ушел. Те бизнесмены, которые не смогли сказать эти слова своим сотрудникам, в итоге оказались на помойке.
Андрей Тетыш
председатель совета директоров АРИН