"Gazelle Бизнеса — 2017" взяли курс на экспорт

Автор фото: Валентин Беликов

Участники ежегодного рейтинга "Делового Петербурга" "Gazelle бизнеса — 2017", петербургские компании малого и среднего бизнеса, вышли на глобальные рынки и охватили своими товарами и услугами десятки стран. Оказалось, что их волнует уже не материальная, а скорее политическая поддержка государства.

Победителем ежегодного рейтинга "Gazelle Бизнеса — 2017" стала компания "Форма", которая разрабатывает промышленный дизайн изделий. С 2014 по 2016 год фирма нарастила выручку с 450 тыс. до 13 млн рублей, на 2789%. Кстати, среди конкурсантов встретились аж четыре компании-производителя, которые оказались клиентами "Формы".
"Мне кажется, бизнес можно сравнить с регатой, — заметил гендиректор "Формы" Борис Баранник, получая в награду статуэтку в форме газели в прыжке. — Борешься с волнами, рядом плывут конкуренты, которые хотят тебя опередить, а для победы нужна хорошая слаженная команда: капитан, штурман, матросы. И, конечно, нужна карта — например, такая, как газета "Деловой Петербург".

Это вам не лапта

Основной темой церемонии естественным образом стали производство и экспорт: большинство лидеров рейтинга — производители, которые работают в том числе на иностранных рынках. "Выход на экспорт — это даже не всегда история про прибыль: например, мы после открытия производства в Европе 7 лет только инвестировали, и лишь потом эта часть бизнеса стала самоокупаемой, — рассказал Михаил Левчук, совладелец фирмы по производству охранных и противопожарных систем "Аргус-Спектр", победившей в номинации рейтинга "Лучшая услуга". — Но при этом я уверен, что для того, чтобы оставаться "хозяином" у себя дома, на своем рынке, нужно выходить на международный уровень. Можно быть в России чемпионом по лапте, но, только когда начинаешь "играть" во что-то общепринятое, становится ясно, что на самом деле представляет из себя твой продукт или услуга".
При этом, рассказал Михаил Левчук, за рубеж нельзя выйти, просто переведя документы и инструкции на другой язык; для каждой страны нужны свои разработки, учитывающие особенности местного рынка. "Мы пытались так сделать и потеряли 3 года, никому не советую, — предупредил он начинающих предпринимателей. — А оставаться только на российском рынке, конечно, можно, и "лифты" для бизнеса тут быстрее, можно за короткое время занять заметную долю, но надо иметь в виду, что ездят эти лифты в обе стороны".
Еще один лидер рейтинга Александр Иванов рассказал участникам форума, что работает совсем иначе. Он сочетает в своей стратегии, казалось бы, противоположные вещи: "крафтовость", личный подход и работу на мировом рынке. Его компания Shulz производит складные велосипеды в Китае и Тайване, эскизы которых владелец разрабатывает сам. "Мне просто нравится то, что я делаю, я так живу, — поделился Александр. — Например, недавно ездил в Москву на форум любителей складных велосипедов и с удовольствием проехал вместе со всеми 35 км. Да, мы выпускаем маленькие партии, и, наверное, гипермаркеты пока не наши клиенты. Но зато наш клиент — магазинчик, который продает 200 велосипедов в год во Франции. Или 100 велосипедов в год — в Сингапуре". На вопрос ведущего, в чем секрет успеха фирмы, Александр уверенно ответил: "Во мне", — а когда в зале удивились: "А почему вы назвали фирму не "Иванов" а "Шульц"?" — предприниматель рассказал, что Шульц — это его университетское прозвище.
Владелец сети магазинов "Это у нас семейное" Леонид Цой боролся со сцены со стереотипным образом фермера: "Ну, смотрите, вот я занимаюсь сельским хозяйством, а бороду пока не отрастил, лапти не надел и даже руки помыл, прежде чем к вам прийти, — заявил он. — Современное фермерство — это вполне престижное и полезное занятие". Его компания была признана "Самой клиентоориентированной". В номинации "Лучшая система управления" победила ГК "Левенгук", которая производит и продает телескопы и микроскопы и, кстати, тоже работает на мировом рынке — от Польши до США. Экспортирует и победитель номинации "Лучший партнер" — владелец ООО "Драйв менеджмент" Евгений Драй открывает по франшизе точки продажи мороженого в Грузии, Белоруссии, Казахстане.
Завершилась церемония коктейлем и розыгрышем призов в панорамном ресторане "Невесомость" на крыше отеля "Введенский" на Большом проспекте Петроградской стороны.

Не материальная, а политическая

Празднику на крыше и награждению участников конкурса предшествовала деловая часть, мероприятие началось с конференции, посвященной двум темам: "Государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Новые возможности" и "Закон и порядок во взаимодействии бизнеса и власти".
Встреча началась с вступительного слова Эльгиза Качаева, председателя комитета по развитию предпринимательства и потребрынка Петербурга (КРППР). "Если есть возможность получить поддержку города – замечательно, но предприниматель, прежде всего, должен рассчитывать только на себя и свою команду", - заметил Эльгиз Качаев, пояснив, что подавляющая часть программы поддержки направлена на просвещение бизнесменов.
Перехватил инициативу Павел Червяков, начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Петербурга, в своем докладе уделивший внимание теме законности субаренды торговых мест в павильонах, размещенных на земельных участках по временной схеме. Спикер поддержал предпринимателей, заметив, что прямого запрета на передачу собственного имущества в аренду другим лицам у них нет. Он рассказал также о мерах, принимаемых органами прокуратуры для снижения нагрузки на бизнес и снятия административных барьеров, и отметил, что в этом году прокуратура Петербурга не согласовала проведение каждой третьей проверки предпринимателей контролирующими органами. Солидарность с прокурором высказали депутат ЗС Ирина Иванова и Эльгиз Качаев, по словам которых бизнесмены, построившие торговые павильоны, имеют право сдавать в аренду собственное имущество. Выступавшему следом уполномоченному по защите прав предпринимателей Петербурга Александру Абросимову досталось больше всего вопросов.
Особенный резонанс вызвал вопрос поддержки малого бизнеса с законодательной и политической точек зрения. Только не в смысле борьбы за власть или глобальной геополитики. "Нам нужна не материальная, а политическая поддержка, — обратился к представителям власти предприниматель Андрей Тетыш. — Решения ООН не нужны. А вот ежегодный политический отчет региональной власти видится полезным. В компании с достойнейшим Александром Абросимовым выходит губернатор. И толково дает политическую оценку конкретным действиям своих подчиненных в отношении бизнеса. С фактами и конкретными фамилиями. Публично, перед прессой и камерами. Отмечает добившихся особых успехов и признает хотя бы пару ошибочных действий".
По мнению Александра Абросимова, конкуренция малого бизнеса с государственным сектором сегодня невозможна, поскольку последний превышает разумные пределы и составляет около 80% от экономики страны. При этом частные компании активно вытесняются с рынка. "Малые и средние предприятия далеки от политики — им есть что терять. Я не призываю идти на баррикады! — усмехнулся Александр Абросимов в ответ на вопросительные взгляды предпринимателей. — Это мое личное мнение". Предприниматели отметили, что у них на это не хватает ни времени, ни ресурсов и хотелось бы иметь достаточное представительство во власти, которое будет этим заниматься. "Вообще, должность бизнес-омбудсмена — немножко оксюморон, — заключил Александр Абросимов. — Это представитель государственной власти, который защищает бизнес от государственной власти".
Основатель компании Forma, взявшей номинацию SuperGazelle-2017, Борис Баранник в вопросе к чиновнику обозначил проблему высоких налогов на заработную плату, которые, по его словам, серьезно сдерживают рост компании. Зал при этом одобрительно зашелестел, поддерживая предпринимателя. В ответ Александр Абросимов призвал подготовить соответствующие предложения и заметил, что налог 13% — один из самых низких в рамках мировой практики. При этом у сельскохозяйственных и IT-компаний, дающих большой объем ВВП, цифра еще ниже. "Не 13%, а 43%", — мрачно поправили предприниматели, но больше возражений не последовало.
Обо всех возможностях государственной поддержки в Петербурге рассказал Даниил Старковский, директор СПб ГБУ "Центр развития и поддержки предпринимательства". В перерыве предприниматели обступили Даниила Старковского и Максима Баланева, исполнительного директора РИЦ-Санкт-Петербург (Российский интегрированный центр), который отвечает на за выход петербургских предпринимателей на экспортные рынки.
Неожиданным финалом конференции стало выступление Владимира Егорова, генерального директора компании "Картонный дом" из города Колпино. "Я чемпион по борьбе с прокуратурой, на моем счету 136 судебных заседаний за год, — воинственно начал предприниматель. — Возможно, благодаря моим обращениям бизнес ощутил послабления от прокуратуры". Поблагодарив за поддержку Павла Червякова, бизнесмен переключил внимание на Эльгиза Качаева: "В этом году на поддержку бизнеса выделен 81 млн рублей — это смешные деньги! Я попросил "Ленэнерго" увеличить мощности на моем предприятии — за это теперь я должен отдать 22 млн рублей", — возмутился Владимир Егоров. По словам предпринимателя, троих таких бизнесменов хватит, чтобы исчерпать лимит поддержки. При этом господдержка в Ленобласти в 2-3 раза больше. "Обсудите ситуацию с губернатором, промышленный сектор города составляет 8%, его нужно поддерживать, а на форумах обсуждаются только ларьки", — резюмировал Владимир Егоров и сорвал аплодисменты.  
Выражаем благодарность спонсорам и партнерам за помощь и поддержку мероприятия:
ООО "Сити 78 Загородная недвижимость"
Фольксваген-центры "Таллинский", "Пулково" и "Лахта"
Отель "Введенский" и панорамный ресторан "Невесомость"