Телемедицина ждет закона

Пока врачи не могут проводить прием пациентов дистанционно из–за отсутствия нормативной базы, но активно консультируются по поводу диагнозов с коллегами из других регионов и стран с помощью телемостов и Интернета.

Еще в 2010 году на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России Дмитрий Медведев, который тогда занимал пост президента, сказал: "Я надеюсь, что реализация телемедицинских услуг даст возможность даже в самой отдаленной российской больнице или фельдшерско–акушерском пункте получать консультацию крупного специалиста". Надежды политика до сих пор не претворились в жизнь, так как закон, позволивший бы врачам дистанционно консультировать пациентов, до сих пор не принят.
"Так как закон о внедрении телемедицины сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, мы пока в начале инновационного пути", — рассказывает генеральный директор саморегулируемой организации "Ассоциация частных клиник Санкт–Петербурга" Александр Солонин. Передовыми регионами в развитии этой технологии будут Москва, Петербург и другие города–миллионники. "Многие медицинские организации уже активно начинают внедрять IT–технологии, — поясняет Александр Солонин, — но руководителям важно соблюдать жесткие требования существующего законодательства, в том числе о персональных данных, и стремиться к тому, чтобы клиенты были максимально удовлетворены качеством и логистикой".
По оценкам экспертов, потенциально рынок телемедицинских консультаций может составить около 18 млрд рублей в год.

Второе мнение

Частные клиники Петербурга начали осваивать телемедицинские технологии еще более 10 лет назад, когда некоторые члены Ассоциации ввели услугу second opinion ("второе мнение"), вспоминает Александр Солонин. В этом случае во время приема пациент может получить дополнительную консультацию от врачей другой клиники даже в другой стране, например по Skype.
Но чаще всего на данный момент телемедицинские технологии позволяют поддерживать связь между клиниками одной сети, особенно если они находятся в разных городах. Так, все 94 центра сети клиник Медицинского института имени Березина Сергея (МИБС), расположенные в 69 городах России, Украины, Армении, соединены в единую телемедицинскую сеть с консультативным центром в Петербурге.
"Наличие такого центра помогает ликвидировать страх диагностической ошибки у молодых врачей, — объясняет председатель правления МИБС Аркадий Столпнер. — Если врач в региональном центре испытывает трудности с описанием снимков или с дифференциальным диагнозом, он может переслать их более опытным петербургским коллегам и получить развернутую консультацию".
Все это происходит обычно в режиме online, и пациент уже через 1–2 часа получает заключение. Ежегодно данные около 100 тыс. почти из 1,5 млн пациентов, которые проходят через отделения МРТ, обрабатываются. Также по запросу пациентов МИБС предоставляет услугу "второе мнение" с привлечением специалистов ведущих зарубежных клиник.
Использование телемедицинских технологий актуально даже для лабораторных служб, хотя специфика их работы не предполагает как такового взаимодействия врача с пациентом. Ведь часто необходимо получить не только результат анализа, но и некоторое пояснение специалиста. Для этого, по словам медицинского директора Лабораторной службы "Хеликс" Дмитрия Денисова, их клиенты имеют возможность заказать удаленную консультацию врача. Консультант "Хеликс" поможет понять, что именно означают результаты исследований, по каким наиболее частым причинам случаются изменения лабораторных показателей и к какому специалисту необходимо обратиться для решения выявленных проблем.

Экстренный случай

В отношении телеконсультирования государственные медицинские учреждения Петербурга не уступают частным клиникам. Так, по словам главного врача Клинической больницы № 122 Якова Накатиса, они впервые провели телемост с американскими коллегами еще в 1994 году. "Эти технологии обеспечивают нам оперативную связь с нашим филиалом на Валдае, — рассказывает врач, — например, пациент приходит с травмой, ему делают снимок, перекачивают изображение и отправляют нам на описание". Также используется и кардиопейджер — устройство размером с телефон, которое снимает электрокардиограмму при поднесении к телу и одним нажатием кнопки отправляет ее с Валдая на монитор в Петербурге. Если пациент едет лечиться за границу, то данные могут быть отправлены и туда, так как аппаратура почти везде одинаковая.
По мнению Александра Солонина, телемедицинское консультирование крайне важно и для медицины катастроф: если врачу скорой помощи не хватает информации для принятия клинического решения, он сможет в экстренном режиме связаться с более опытным, узким специалистом даже из другого региона. Например, в НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе эта технология используется для проведения телемостов, чтобы дать рекомендации другим врачам, согласовать тактику действий и совместно вынести решение.
"Перспективы развития телемедицины напрямую зависят от финансирования, необходимого для приобретения средств связи, — говорит главный врач НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе Антон Повзун, — если таким оборудованием оснастить все медицинские центры, то услуги можно будет оказывать качественнее и в большем объеме".

Прием из–под полы

Что касается консультирования пациентов в режиме онлайн через Интернет, то основным препятствием для этого остается отсутствие законодательства. Как отмечает Антон Повзун, закон должен определить меру ответственности врача за действия пациента, следующего его рекомендациям.
Закон необходим хотя бы потому, что на практике заочное консультирование пациентов проводится, и достаточно часто. В мае 2017 года сервис по контролю здоровья ONDOC провел опрос более тысячи представителей медицинского сообщества. По его результатам выяснилось, что 79% врачей занимались дистанционным консультированием пациентов, например по Skype, электронной почте, телефону. В основном это были постоянные пациенты этих врачей. И поскольку такая практика существует, то лучше, чтобы она была регламентирована. Тем более что в ряде случаев, как отмечают специалисты, телемедицина во взаимоотношениях врач — пациент может в ряде случаев значительно упростить логистику. Так, по словам Александра Солонина, телемедицина позволяет осуществлять профилактику и диагностику при условии, что врач знаком с пациентом, давно ведет его, имеет под рукой подробную историю болезни и результаты анализов и исследований. "Таким образом, врач может корректировать назначения и дозировку препаратов, экономя время пациента", — отмечает он.
Дмитрий Денисов считает, что технологию удобно использовать и для первичной оценки состояния пациентов, которые планируют визит к врачу, чтобы доктор смог удаленно предоставить им рекомендации по предварительному обследованию и сдаче необходимых анализов до назначения очного визита в медицинское учреждение.
Большинство специалистов видят перспективы телемедицины именно в разрезе связи между врачами. "Особенно они необходимы областным медицинским центрам, ведь даже врач с пятилетним стажем не всегда способен самостоятельно принимать решения, да и нельзя же везде посадить по профессору", — объясняет Яков Накатис.
Очевидно, что онлайн–консультирование расширяет возможности медицины в целом и сокращает время на получение заключения.