Зачем полиция проводит проверку студии режиссера Учителя

Автор фото: Ваганов Антон

 

Неделя у деятелей искусств не задалась. Сначала в Москве обыскивали квартиру руководителя "Гоголь-центра" Кирилла Серебренникова. А в четверг и пятницу в Петербурге полиция проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности студии кинорежиссера Алексея Учителя "Рок".
В обоих случаях есть подозрения в недобросовестном расходовании бюджетных средств, выделенных государством на творческие проекты. Но если Серебренникова задело по касательной (у него есть право подписывать финансовые документы), то Учителя (как руководителя студии) теоретически может задеть гораздо серьезнее.
Две истории похожи друг на друга. У отдельных чиновников возникают разногласия с отдельными творческими деятелями. В первом случае инициативу приписывают первым лицам министерства культуры, во втором инициатор — депутат Госдумы, бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская. В обоих случаях власть имеющие направляют против художников правоохранительный аппарат.
Обыск и допрос Серебренникова, которые длились почти целый день, наблюдатели связывают с желанием Министерства культуры поменять руководство "Гоголь-центра" и не дать Серебренникову стать художественным руководителем влиятельнейшего МХТ. Наталью Поклонскую, в свою очередь, не устраивает, что Учитель снимает фильм про Николая II без должного пиетета к канонизированному императору (а именно — рассказывает несомненно подлинную историю его романа с балериной Матильдой Кшесинской).
В итоге наблюдатели получают возможность обвинить государство в цензуре, хотя реально дело тут не в государстве, а в частных интересах отдельных лиц. В Министерстве культуры — политический посыл: там полагают, что возглавлять крупнейшие театры должны не художественно подкованные, а идейно близкие. Интерес Поклонской — глубоко личный: ее особое отношение к императору общеизвестно.
Представители государства делают две важные ошибки. Во-первых, они полагают, что если государство финансирует художественные проекты, то оно получает право на их цензуру. Вторая ошибка заключается в том, что первые лица Министерства культуры и депутат Госдумы выдают свои частные интересы за государственные.
Разумеется, у государства есть право знать, на что тратятся бюджетные деньги. Но выделять их надо не "классово" или идейно близким, а лучшим. Так оно, собственно, и происходит — проблемы (в отдельных случаях) начинаются потом. В скобках отметим, что ни Кирилл Серебренников, ни Алексей Учитель не являются радикальными оппозиционерами. Но при продолжении нынешних частных усилий отдельных лиц, облеченных властью, они вполне могут ими стать.
За Кирилла Серебренникова уже вступились Чулпан Хаматова, Евгений Миронов и множество других художников, уважаемых в России вообще и президентом России в частности. Говорят, Владимир Путин назвал инициаторов обысков у режиссера дураками. Если обыски у Учителя не ограничатся формальностями, то вступятся, наверное, и за него. И вопрос снова придется решать через первое лицо государства, апеллируя к его личному знакомству с конкретным художником. Вот и вся культурная политика.