Местные производители могут не выдержать конкуренции с турецкими поставщиками овощей

Автор фото: Коммерсант
Автор фото: Коммерсант

Петербургские ретейлеры готовы в течение 2 недель вернуть турецкие овощи на прилавки. Для местных производителей места может не хватить.

После того как Россия и Турция подписали совместное заявление о взаимном снятии ограничений в торговле, допуск турецких овощей на полки петербургских магазинов стал вопросом времени. У Турции есть все шансы вернуть былые позиции импортера. Правда, для местных производителей это плохая новость: они могут не выдержать конкуренции с турецкими поставщиками.

Удар по импорту Турции

Россия ввела эмбарго на поставки из Турции ряда продуктов с января 2016 года в ответ на атаку турецких ВВС на российский бомбардировщик в Сирии. Судя по данным статистики, эта мера оказалась болезненной для Турции. Если в I квартале 2015 года страна поставила в Петербург продукции на $132,9 млн, то по итогам I квартала 2016 года объем импорта рухнул почти в 3 раза, до $47,4 млн, следует из информации Северо–Западного таможенного управления.
За тот же период импорт овощей из Турции в деньгах сократился с $4,6 млн до $0,7 млн, фруктов — с $6 млн до $3,4 млн. В этом году потепление отношений между странами еще не успело повлиять на статистику. Общий объем импорта из Турции незначительно вырос — до $50,3 млн, значимую прибавку показали фрукты — объем их импорта составил $6,1 млн. Напомним, цитрусовые вышли из–под запрета осенью 2016 года.

Плохие новости для местных

О снятии основных ограничений президенты России и Турции договорились еще в начале мая. Но ввоз в Россию помидоров — одной из основных позиций турецкого импорта — до сих пор остается под запретом. Войдет ли эта позиция в официальный список разрешенных к ввозу товаров, который должен появиться в ближайшее время, пока неизвестно.
Но триумфальное возвращение турецкого импорта уже сейчас сильно беспокоит местных производителей. Многие из них сразу после запрета турецких овощей стали активно развивать производство и инвестировать в расширение тепличных хозяйств. По данным комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленобласти, производство тепличных овощей в Ленобласти росло с 2014 года и в 2016–м составило 26,5 тыс. т.
Чтобы иметь возможность окупить многомиллионные инвестиции, представители АПК при поддержке Минсельхоза настаивали на том, чтобы запрет на импорт овощей из Турции был продлен хотя бы до 2020 года. А поскольку теперь очевидно, что этого не произойдет, сейчас они готовы отстаивать ограничения хотя бы на импорт помидоров.
"Открытие границ для турецких овощей требует усиления внимания контролирующих органов", — считает Александр Бельковец, директор по продажам агрохолдинга "Выборжец". Он отмечает, что у турецких овощей действительно есть преимущество в цене, но достигается оно в числе прочего за счет использования дешевых систем защиты растений, что сказывается на экологичности продукции.

Две недели на все

Зато ретейлеры ждут окончательной отмены эмбарго с нетерпением. За время действия эмбарго турецкие продукты в сети "Ашан" были заменены товарами из Марокко, Египта, Армении, Узбекистана и Азербайджана. В магазинах "Дикси" турецкие овощи и фрукты на время действия санкций замещались продуктами из Марокко, Израиля, Пакистана, ЮАР, Аргентины и Перу. В "Ленте" цитрусовые замещали Египтом и Марокко, персики, нектарины, абрикосы, виноград и клубнику — Сербией, Македонией.
После официального снятия ограничений торговым сетям потребуется около 2 недель на то, что вернуть продукты из Турции. Так, в ближайшее время компания "Ашан Россия" планирует возобновить поставки выведенной из–под запрета турецкой продукции. На полках магазинов сети она вновь появится через 1,5–2 недели, в ассортименте "Ленты" — в течение 2–3 недель после официального снятия эмбарго.
Преимуществом сельхозпродукции из Турции называют в первую очередь низкую цену. "До введения запрета в 2015 году турецкие овощи и фрукты демонстрировали стабильное качество, а также предлагались по интересным ценам, поэтому мы заинтересованы в возобновлении поставок", — говорит Мария Курносова, директор по внешним коммуникациям "Ашан Россия". Правда, при этом она подчеркивает, что у компании нет необходимости расторгать уже действующие договоры.
В "Ленте" отмечают, что у компании уже открыты турецкие контракты и они готовы расширять ассортимент. "Многие позиции уже открыты, — говорят в сети "Лента", — мы активно работаем с Турцией, доля закрытых категорий сейчас составляет примерно 5%".