Прерванная серия

Северная верфь теряет одну серию кораблей за другой из–за того, что Министерство обороны сокращает расходы на обновление флота. В результате доходы верфи сокращаются, что может привести к рекордным убыткам.

Военно–морской флот пока не нашел средств на продолжение серии разведывательных кораблей проекта 18280, способных следить за американской системой противоракетной обороны. Ранее "ДП" писал, что Россия откладывает строительство новейшего эсминца "Лидер", прекращает строительство судов тылового обеспечения проекта 23120.
Все это, похоже, не внушает оптимизма руководству ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь", которое строит эти надводные корабли. Времена на верфи настали непростые. Прошлый год судозавод закончил с рекордным убытком — 1,8 млрд рублей.

Корабли без средств

С приходом в феврале 2017–го нового руководителя, Игоря Пономарева, вице–президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по военному судостроению, на Северной верфи стартовала кампания по оптимизации расходов. Только накладные расходы предполагается урезать примерно вдвое. Но, похоже, этого будет недостаточно, чтобы выйти в плюс, так как доходы верфи из–за отсутствия новых заказов сокращаются очень быстро — на 26% за 2016 год, до 13,6 млрд рублей.
О том, что с продолжением серии разведывательных кораблей возникла заминка, могло стать понятно вчера, 16 мая, на церемонии спуска первого серийного разведывательного корабля "Иван Хурс". Владимир Тряпичников, начальник управления кораблестроением ВМФ РФ, не назвал сроков закладки новых разведывательных кораблей, хотя отметил, что до 2025 года может быть построено еще два разведчика. Один из судостроителей, присутствовавший на церемонии, пояснил, что у Минобороны сейчас сокращается бюджет и оно закладывает только самое необходимое, а без разведчиков можно обойтись.

Планы и реальность

Всего предполагалось построить четыре корабля–разведчика: по одному для Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов России. Общей стоимостью, по оценкам экспертов, около 40 млрд рублей.
95–метровый разведчик, спроектированный петербургским ЦКБ "Айсберг", может, взяв на борт 120 человек, уйти от берега на 8 тыс. миль со скоростью 20 узлов и оттуда следить за американской системой ПРО, управлять флотом, вести разведку и обеспечивать связь. Защищаться от врагов разведчик может двумя 14,5–миллиметровыми пулеметами и переносными зенитными комплексами "Игла". В радиотехническое вооружение корабля входят в том числе загоризонтные радиолокационные станции, позволяющие контролировать надводную и воздушную обстановку.

Затяжное строительство

Строительство серии кораблей–разведчиков, по всей видимости, не заладилось с самого начала. Головной корабль, названный в честь вице–адмирала ВМФ СССР Юрия Иванова, заложили в декабре 2004 года, на воду спустили только в сентябре 2013 года, а Северному флоту передали и вовсе летом 2015–го. Смежники, похоже, подвели, сетуют на верфи. Один не поставил вовремя двигатели, другой — арматуру. По первому серийному кораблю на год задержал поставки дизель–моторный завод.
Первый серийный корабль "Иван Хурс" Игорь Пономарев пообещал передать флоту в ноябре 2017 года. Предполагалось, что корабль отправится служить на Тихоокеанский флот, но за время его строительства геополитическая обстановка изменилась так, что разведчик срочно понадобился на Черноморском флоте.