Был бы дом, а ум найдется. Почему в России до сих пор не появилась индустрия "умных домов"

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

"Умные дома" на Западе становятся актуальным технотрендом. В России же подъем этого рынка только начался. Ускорить продвижение технологий могут застройщики.

Система автоматизации жилого или коммерческого здания, в обиходе именуемая "умным домом", вошла в пятерку мировых технологических трендов 2017 года, следует из отчета агентства GfK. "Умные дома" уже сформировали многомиллиардный рынок — в 2016 году его объем оценивался в $76 млрд и к 2022 году, по прогнозу Strategy Analytics, он вырастет до $158 млрд.
В России говорить о появлении индустрии "умных домов" преждевременно. По оценкам агентства "Рустелеком", в 2016 году российский рынок систем "умного дома" оценивался в 10 млрд рублей с учетом всех дополнительных услуг (6 млрд рублей — только устройства для подобных систем). При этом рынок услуг безопасности и выезда служб реагирования для частных клиентов, который можно считать предтечей рынка "умных домов", превысил 170 млрд рублей. А суммарный объем российского рынка Интернета вещей, к которому относятся и "умные дома", в 2016 году вырос на 42%, до 85 млрд рублей (данные AC&M Consulting).

Стимуляторы

Активно внедрять системы "умный дом" еще в 2011 году пытались сотовые операторы, но тогда продажи исчислялись сотнями комплектов. Сейчас, по оценке участников рынка, производством и продажей "умных домов" в России занимается около 200 компаний. Заметное продвижение этой технологии на рынке началось только в 2017 году. Так, "МегаФону" в I квартале удалось продать 40 тыс. комплектов системы Life Control. В "Сколково" в январе сдали жилой квартал "Тетрис", оборудованный системами "умный дом".
Помочь развитию рынка могут застройщики, предлагающие варианты с готовой отделкой, считают в "Рустелекоме". Такой вариант позволяет потребителю заказать элементы "умного дома": системы безопасности, автоматизации, учета расходов. "Но в конечном счете проблема в потребителе — люди по–прежнему не понимают преимуществ автоматизированных систем", — констатирует глава агентства Юрий Брюквин.

Тонкий и толстый

Сегодня на рынке "умных домов" можно выделить два сегмента, рассказывает Василий Сениченков, директор департамента управления проектами GS Group: "Первый — премиальный. Это профессиональные беспроводные решения. Их стоимость начинается от 0,5 млн рублей, "средний чек" колеблется в пределах 1–1,5 млн рублей".
Такие решения разрабатываются под конкретного клиента и устанавливаются компаниями–интеграторами преимущественно в дорогих квартирах. Сюда входят и функции охраны, и управление климатом и освещением, и телемультимедиа. Основной канал продаж в этом сегменте — дизайнеры и архитектурные бюро, которые готовят индивидуальные проекты для элитного жилья.
Второе направление — бюджетные решения, продолжает Василий Сениченков: "Сегодня среди них особенно популярны беспроводные системы, в том числе из Китая, которые легко можно приобрести на AliExpress: если говорить о нижнем ценовом сегменте, то это бренды Xiaomi и Orvibo. Как правило, пользователи начинают установку таких систем для решения единичных локальных задач (управление светом или климатом, видеонаблюдение), потом расширяют набор, докупая периферийные устройства. Начальная стоимость продукта — на уровне 10–15 тыс. рублей".
Главное, что следует понять: "умный дом" — это не датчики, а сервис, говорит директор по маркетингу T–One Group Сергей Пономарев. Он сравнивает систему с конструктором: "Она, как лего, легко пересобирается, дополняется автоматическими сценариями реагирования и в итоге становится частью "умной" инфраструктуры".