Фармзавод Solopharm Олега Жеребцова будет выпускать термальную воду, лосьоны и шампуни

Автор фото: Ковалев Петр
Автор фото: Ковалев Петр

Компания "Гротекс" Олега Жеребцова зарегистрировала две торговые марки косметических препаратов. Производителей лекарств привлекает высокая маржа косметических средств и высокие темпы роста этого рынка по сравнению с лекарственным.

Фармацевтический завод петербургского миллиардера Олега Жеребцова, известного как основателя сети "Лента", планирует запуск производства косметической продукции. Согласно данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности, в апреле ООО "Гротекс" (операционная компания завода Solopharm) зарегистрировала два товарных знака по классу косметическая продукция: "Криптагель" и "Гиалатермаль".
Судя по данным сайта завода, бренд "Гиалатермаль" уже используется заводом Solopharm для выпуска термальной воды. "Криптагель" предприятие зарегистрировало как товарный знак для средств по уходу за волосами (лосьоны, маски, шампуни для волос). Олег Жеребцов, основатель Solopharm, от комментариев отказался.
Завод Solopharm специализируется на выпуске жидких стерильных лекарственных форм, основные направления: офтальмология, стерильные внутримышечные инъекции, назальные препараты и инфузионные растворы. Олег Жеребцов создал его в 2010 году, спустя год после продажи акций сети "Лента", которую он основал еще в 1993 году.
Общий объем инвестиций в первую и вторую очереди завода Solopharm составил около 3 млрд рублей, в запуск третьей очереди владельцы предприятия вложили 7,8 млрд рублей. По данным компании, в рамках третьей очереди было установлено 12 производственных линий, расширение производства позволило увеличить мощность завода до 1,017 млн единиц продукции в год. В 2015 году Смольный присвоил проекту фармзавода статус стратегического инвестора.
Выручка ООО "Гротекс" в 2015 году составила 1,5 млрд рублей, чистый убыток — 249 млн рублей. По данным СПАРК, в конце 2016 года компания поменяла владельца: если раньше 100% принадлежали Олегу Жеребцову, то теперь единственный собственник – кипрская компания "Неловиа Лтд". В конце прошлого года Олег Жеребцов привлек в свою фармкомпанию инвестора Baring Vostok. По данным ЕГРЮЛ, 33% долей "Неловии" находятся в залоге у кипрской BV Investment Vehicle Limited. В апреле этого года экспертный совет Фонда развития промышленности одобрил для завода Solopharm заем на 500 млн рублей по программе "Проекты развития", средства предоставлены под 5% годовых на срок до 5 лет.
Самые популярные бренды шампуней, 2016 год
Источник: Розничный аудит фармацевтического рынка России DSM Group
Косметика интереснее
На рынок косметических средств производители лекарств приходят потому, что здесь нет законодательных ограничений наценки, жестких требований к производству. Однако есть и минусы – например, огромная конкуренция за покупателя. По итогам 2016 года розничный коммерческий рынок лекарств вырос на 11,1% в рублях, продажи косметических средств в аптеках за этот же период – на 25%, приводит данные Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма", но подчеркивает, что спрос на косметику сильно упал в кризис, после которого теперь восстанавливается, так что разница в темпах роста – явление временное. По данным DSM Group, в ценах закупки аптек российский рынок аптечной косметики за 2016 год составил 30,3 млрд рублей, в розничных ценах — около 41 млрд рублей, доля премиальных марок – 38%, остальное – лечебная косметика и масс-маркет.
Структура продаж аптечной косметики по месту применения в денежном выражении, %
Источник: DSM Group
На высококонкурентном рынке аптечной косметики впечатляющих успехов добился другой петербургский производитель – АО "Вертекс". По данным DSM Group, в 2016 году компания заняла первое место по продажам косметических шампуней и средств для стимуляции роста и против выпадения волос, с маркой Alerana. Также среди десяти самых популярных торговых марок зубных паст в аптеках только у бренда "Вертекса" объем продаж в рублях вырос на 32,1%. Остальные бренды сокращались по отношению к 2015 году.
Сложно сравнивать рынок лекарств и косметики. Безусловно, все рынки стремятся к равновесной доходности и в долгосрочной перспективе и тот и другой, выгодны. Вход на рынок косметики менее тернист, нежели чем на рынок лекарств, хотя бы за счет упрощенной процедуры регистрации. К тому же, наценка на косметику не регламентируется государством, соответственно маржа отдается на откуп производителя. Однако, раскрутка бренда, вход в сети даются достаточно не просто, ввиду высокой конкуренции. Высокая конкуренция, перенасыщенность рынка будут являться основными камнями преткновения на страте косметического средства. Необходимо чёткое понимание аудитории - потребителя. В зависимости от этого будет строится конкурентная среда и позиционирование продукта.
Глеб Данилов
генеральный директор АС "Алоэ"
"Доля нелекарственного ассортимента составляет около 18% от объема продаж компании "Вертекс", или 900 млн рублей. В 2016 году продажи нелекарственного ассортимента выросли на 5%, мы планируем расширять ассортимент, ведем разработки новых продуктов", — говорит Георгий Побелянский, генеральный директор фармацевтической компании "Вертекс". Однако, по его мнению, нельзя говорить, что производство косметики выгоднее производства лекарств. С учетом продажи лекарств общий оборот компании в прошлом году вырос на 25%.
"Лекарства остаются востребованными даже в кризис, и фармотрасль растет на фоне спада других отраслей, госрегулирование цены касается только лекарств из перечня ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов), стоимость на остальные препараты формирует рынок", – говорит он. И противопоставляет этому высокую конкуренцию в сегменте косметики: "Продвижение нового бренда требует огромной работы, значительных финансовых вливаний и не дает гарантии 100% успеха".
"Лекарства – затратный продукт с точки зрения стоимости вывода на рынок, с косметической продукцией основные затраты связаны с продвижением – успех бренда прямо пропорционален маркетинговой активности компании", – соглашается с ним Николай Беспалов. Наличие диверсифицированного портфеля – безусловный плюс для компании, он не только позволяет наращивать выручку за счет смежных сегментов рынка, но и увеличивает прибыльность бизнеса, говорит Николай Беспалов.
Помимо производства субстанций мы в качестве попытки диверсификации бизнеса выпускали силами нашей дочерней сербской компании одну биологически активную добавку-хондропротектор. Препарат задумывался как капиталоемкая условная собственная торговая марка для аптечных сетей, но не оправдал наших надежд. Чтобы сделать БАД интересным для аптечных сетей, нужно было серьёзно расширять линейку и вкладывать большие средства в продвижение. Мы решили, что не готовы к таким тратам, поэтому сейчас направление находится в полуспящем режиме. В целом для российского потребителя характерно экономное отношение к своим тратам. Люди покупают в аптеках только самые необходимые лекарства. Выход на рынок средств для волос мне кажется неактуальным, потому что есть явные лидеры, в том числе "Алерана", "Лошадиная сила" и подобные им бренды, подвинуть которые будет непросто. Основная проблема – большая конкуренция в падающем сегменте. Не ведаю, в чем основные мотивы Олега Жеребцова, но в любом случае я желаю ему успехов: он замечательный и системный предприниматель.
Александр Семенов
президент и совладелец "Активного компонента"