Блоги "ДП". От ухаживаний до младенчества: с чего начинается компания

 

Автор — глава представительства Института Адизеса в России
Все организации, независимо от размера, видов и сферы деятельности, имеют свой жизненный цикл. По мере развития они решают определенный набор проблем, который является характерным для конкретного жизненного этапа. От того, насколько хорошо у руководства получается эти проблемы решать, зависит успех компании.
Первый этап, который проходит абсолютно все компании — это "ухаживания". Этот период предшествует рождению компании. Этап, когда основатель вынашивает идею о ее создании. Он влюблен в свой замысел и каждую секунду мечтает о том, как бы поскорее реализовать все на практике. Но как таковой компании еще нет. Она появляется, когда учредитель, несмотря трудности (а они будут, и немало), остается верным своей идее, проявляет решительность, принимает на себя всевозможные риски и воплощает задумку в жизнь. Для начала он разрабатывает бизнес-план, в котором прописывает, как организация будет удовлетворять потребности своих клиентов, какими ценностями будет руководствоваться в ходе своей деятельности и т.д. Выходит, что идея проходит испытание реальностью.
Если же при появлении препятствий идея тает или же возникают мысли, чтобы одну идею заменить на другую, более подходящую, "ребенок" рождается мертвым. Но не будем о плохом. В нашей истории собственник нового бизнеса перестает фантазировать о будущем успехе и принимается за работу. Наконец-то дело сдвинусь с мертвой точки. Он заключает договор на аренду помещения, нанимает сотрудников, подписывает контракты, занимается продажами, прокачкой продукта или услуги, финансовым планированием и налаживанием бизнес-процессов. Все это признаки того, что компания перешла на этап "младенчества". Все как у людей.
В этот период развития компания напоминает новорожденного ребенка, которому жизненно необходимо питание (оборотный капитал), уход и забота родителей. Если собственник из-за сильной нагрузки выдыхается, теряет преданность и мотивацию (он, как и большинство сотрудников, работает 24 часа в сутки), молодая компания прекращает свое существование. Ведь кто, если не он, будет контролировать каждое решение и возьмет на себя все обязательства? Кроме того, в таком сумасшедшем ритме легко наделать ошибок, которые грозят кризисом и серьезными финансовыми последствиями.
Что же может привести компанию к смерти? Краткосрочные задачи (ежедневная рутина) убивают долгосрочные. Основателю физически не хватает времени поразмыслить, проанализировать перспективы и возможности, которыми можно воспользоваться, чтобы реализовать потенциал предприятия. В каком направлении двигаться? Как еще улучшить свой продукт? Каким образом отстроиться от конкурентов и стать лучше их? Если он все-таки задает себе эти вопросы, очерчивает видение и предназначение, частично переориентировав компанию с краткосрочных задач на долгосрочные, появляется шанс перейти на следующий этап "давай-давай".
Если компании не хватает системности (она результативна, но абсолютно неэффективна, то есть продажи растут, но организация продолжает испытывать дефицит денег), это также может привести к банкротству. Также на этом этапе не стоит делать упор на административные функции. Переизбыток правил и инструкций способны сделать организацию забюрократизированной. Это то же самое, что одеть маленького ребенка в смокинг и заставить его активно играть. Будет ли ему удобно?
Здоровое "младенчество" возможно лишь в том случае, если организация предлагает отличный продукт, разработала видение, контролирует затраты, наладила продажи, имеет постоянных клиентов и положительный денежный поток. В противном случае "младенец" никогда не сможет перейти на следующий этап жизненного цикла. А те, кто с этим периодом справился, переходят на следующий этап.
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей — в "Блогах "ДП"