вторник, 30 ноября 2021
$

Как вернуть сотрудников в строй после долгих выходных и не навредить работе

Автор фото: Савостьянов Сергей/ТАСС
Автор фото: Савостьянов Сергей/ТАСС

Майские праздники уже закончились. Сотрудники, к радости работодателей, наконец приступили к работе в обычном ритме. Однако эксперты предупреждают, что, если вовремя не уделить внимания отдохнувшим в долгие выходные сотрудникам, этот внеочередной отпуск может негативно сказаться на эффективности их работы в компании.

Длительные праздники — что новогодние, что майские — для хорошего руководителя могут стать полезным инструментом в управлении персоналом. Главное — суметь направить свежие силы своих подчиненных в правильное русло: дать понять, что отдых кончился и продолжать отдыхать в офисе нельзя.
"Для работодателя, конечно, длительные выходные не очень полезны: слишком много дней выпадает из рабочего графика, и потом компании приходится работать интенсивнее, чтобы не пострадал рабочий процесс, — резонно замечает Кристина Сорокина, директор по персоналу корпорации "Крепс". — С другой стороны, это дополнительная возможность отдыха для сотрудников без предоставления отпуска и хороший шанс, что отдохнувший работник будет работать эффективнее".
Алена Август, тренер и эксперт по коммуникациям, предупреждает работодателей: существует потенциальная опасность, что сотрудник настолько переключится во время долгих праздников, что вернуть его в режим напряженной работы в компании будет непросто.
Пойдет ли внеочередной отпуск сотрудника на благо компании или во вред, зависит от менеджера, который должен четко представлять, что именно необходимо сделать для будущей эффективной работы его персонала в первые послепраздничные дни.

Большие уши

Прежде всего, говорит Алена Август, не стоит пренебрегать возможностью поговорить с сотрудником о том, какие новые идеи и планы (на жизнь и на работу) появились у него за время отдыха. Если повода для беспокойства нет (скажем, сотрудник не настроен резко менять свою трудовую жизнь), стоит поделиться своими планами на этого сотрудника.
Это самое благоприятное время, чтобы поставить перед подчиненным новые глобальные задачи, говорят психологи. Как правило, после отпуска новые требования, задачи и цели на работе не вызывают отторжения, а, наоборот, вдохновляют на подвиги и свершения. Чем и может воспользоваться грамотный руководитель.
"Со специалистами менее творческого и более исполнительского разряда история чуть проще: им тоже надо дать возможность поделиться впечатлениями от праздников и затем обеспечить внятными инструкциями, задачами и четкими дедлайнами", — уточняет Алена Август.
"Лучше такую встречу проводить во второй половине рабочего дня, дав команде сначала немного времени включиться в работу, успеть посмотреть, какие задачи нужно решить в первую очередь, и избавиться от самых мелких дел. Важно, чтобы люди вошли в работу, ощутили рабочее пространство", — говорит Юлия Золотарева, начальник отдела по работе с персоналом петербургского филиала банка "Хоум Кредит".
При этом важно дать команде время обсудить свои отпуска не только с начальством, но и друг с другом.
"Хороший отдых почти всегда гарантирует прилив сил в работе. Поэтому можно позволить коллегам обсудить впечатления о праздниках чуть дольше обычного на обеденном перерыве или во время кофе–брейка", — считает Инна Алексеева, генеральный директор PR Partner.
Разрешив потратить какое–то рабочее время на эти обсуждения, работодатель на самом деле не теряет его, а, наоборот, экономит в будущем, считают бизнес–тренеры.

Тамбур для перехода

Все это нужно для того, чтобы максимально правильно создать режим "тамбура", или "предбанника", для безболезненного перехода сотрудника из вагона "долгие выходные" в вагон "работа". Если не уделить этому должного внимания, эффект от отпуска может оказаться обратным, предупреждают специалисты. Вернувшись в офис, сотрудник может испытывать так называемую послеотпускную апатию. Ее симптомы: раздражительность, плохое настроение, сонливость, тоска, нетерпимость к коллегам и отсутствие желания идти на работу.
Поэтому здесь очень важно, чтобы менеджер знал, как себя вести в этот момент со своей командой. Алена Август, например, предлагает руководителям постепенно включать своих подчиненных в работу, освежая в их мотивационной памяти текущие проекты и их сроки. С ней согласна Ирина Жильникова, руководитель пресс–службы HeadHunter по Северо–Западу: "После продолжительного отдыха важно именно постепенное погружение человека в работу: сначала прочтение и разбор почты, затем проведение совещаний с коллегами для уточнения ключевых моментов работы над совместными проектами. Это позволит легче влиться в работу после отпуска, однако злоупотреблять таким размеренным темпом не стоит".

Позитивное подкрепление

На "акклиматизацию" сотрудника достаточно и 2 дней, считает Альберт Мицевич, руководитель отдела по работе с персоналом МФК "Честное слово". "А погружать работника в обязанности в авральном режиме не стоит еще и потому, что мозг после отдыха работает не в обычном рабочем ритме, и это нормально", — замечает он.
Анастасия Боровская, директор Русской школы управления, наоборот, считает эффективным максимальное погружение в обычный рабочий ритм.
"Для того чтобы помочь подчиненным, нужно сразу загрузить сотрудников работой, не предоставляя времени "на раскачку". Только такое активное включение позволяет быстро собраться и погрузиться в рабочий процесс", — поясняет эксперт. Таким образом, сотрудникам просто некогда отдыхать после отдыха. "Долгая раскачка после праздников может негативно сказаться на результатах работы сотрудников, — согласен с коллегой Илья Казарин, генеральный директор рекламной группы "Успешные проекты". — Поэтому я стараюсь с первых часов настраивать отдохнувших на рабочий лад, а полученную энергию концентрировать на новых достижениях. В этом случае спасают подготовленные задачи, но все–таки возвращать в рабочую стихию отдохнувших нужно не спеша. Иначе с мотивацией возникнут серьезные проблемы".
Именно поэтому даже в случае интенсивного и жесткого включения не стоит забывать об авансированном подкреплении, говорят психологи. Эксперт по коммуникациям Алена Август, например, предлагает менеджерам использовать для этого простую фразу: "Я вижу, сколько энергии у вас появилось после отдыха, это отражается на вашей работе и таких–то результатах". Даже если эта энергия еще столь явно не проявляется, желание сотрудника соответствовать хорошему представлению приведет к желаемому для руководителя результату чуть быстрее, уверена эксперт. При этом сам сотрудник будет считать, что работает эффективнее действительно из–за того, что только вернулся из отпуска.
Если внутренние процессы в компании построены правильно, сотрудники очень быстро возвращаются в рабочий настрой, напоминают бизнес–тренеры. Поэтому о том, что будет после отпуска, следует заботиться до него.
Анастасия Хрисанфова, директор по персоналу SPSR Express, советует заранее настраивать сотрудников на то, что они вернутся после отпуска, чтобы приступить к работе с удвоенной силой и вместе с командой планировать первые 2–3 дня после отпуска, чтобы избежать соблазна не выходить из расслабленного послепраздничного состояния.