Участники DIY-рынка сообщают о скором уходе финской сети "К-раута" из России

Микко Хеландер

Финская корпорация Kesko не смогла вывести на безубыточность свою DIY–сеть "К–раута" и занялась реорганизацией российского бизнеса, что вызвало разговоры об уходе компании из России.

Финская корпорация Kesko ликвидировала свои российские компании, которые занимались строительством и продажей нежилых зданий. Их реорганизация началась в 2016 году и закончилась в апреле. Участники рынка предполагают, что финны решили уйти с российского розничного рынка, продав последний актив — DIY–сеть "К–рауту". В числе претендентов называют УК "Старт" (сети "Старт" и "Домовой") Захара Смушкина, Leroy Merlin или продовольственную сеть. Infoline оценивает "К–рауту" в ее годовую выручку — 13 млрд рублей.

Реорганизация Kesko

Kesko реорганизует свои компании в России с июня 2016 года. К операционному юрлицу ООО "К–Раута Рус" присоединились три компании, которые занимались строительством и продажей нежилых зданий. Речь идет об ООО "Матч–Поинт", ООО "Бансемко" и ООО "Кеско Риэл Эстейт" (занималось поиском земельных участков для продовольственных магазинов "К–руока" и строительных "К–раута"). По данным "ДП", гендиректор ООО "Кеско Риэл Эстейт" Лааксо Клаус Микаэль уже покинул компанию. При нем выручка этой компании ежегодно росла, в 2015 году она составила 1,3 млрд рублей, а чистая прибыль — 113,5 млн рублей.
Как рассказали "ДП" несколько ретейлеров, "К–раута" ведет переговоры с УК "Старт". "Сотрудникам "К–рауты" объявили о том, что в сентябре компания будет работать под вывеской "Старт", заверив, что массовых увольнений не будет", — рассказал "ДП" топ–менеджер одной из DIY–сетей. Однако владелец УК "Старт" Захар Смушкин в разговоре с "ДП" информацию о покупке "К–рауты" опроверг. В России "Старт" владеет шестью одноименными строительными гипермаркетами и DIY–сетью "Домовой" (13 магазинов).
Другой топ–менеджер, ранее работавший в "К–рауте", рассказал, что Kesko, по всей видимости, еще в прошлом году приняла решение об уходе с российского розничного рынка. Директор по развитию одной из розничных DIY–сетей также отмечает, что вопрос о продаже последнего актива в России стал актуален для Kesko после продажи "К–руоки".
"Но, по моим данным, на переговоры они ни к кому не ездили. Продать "К–рауту" будет гораздо сложнее, чем продовольственную розницу: у местных операторов в городе магазинов достаточно, OBI не планирует серьезного расширения, а у Leroy Merlin своя планировка магазинов, перестраивать французам будет дорого", — говорит топ–менеджер. Ни "Петрович", ни "Максидом" предложений о покупке "К–рауты" не получали. Гендиректор "К–рауты" Артем Тараев на запрос "ДП" ответил через пресс–службу, что компания не планирует сворачивать бизнес в России: "Развитие компании на российском рынке продолжается в соответствии с ранее выбранной стратегией". Реорганизация юрлиц обусловлена оптимизацией работы компаний корпорации "Кеско" в России, говорит он: "Мы укрупнили бизнес, сократив таким образом часть расходов и увеличив прозрачность показателей деятельности".

Медленный уход

Напомним, что впервые об уходе Kesko из России заговорили в середине 2016 года, когда финский ретейлер стал искать покупателей сначала на сеть Intersport, затем на продуктовую сеть "К–руока". В итоге спортивную сеть купила группа частных инвесторов, а продуктовую — петербургская "Лента". Сумма сделки с "Лентой" составила 11 млрд рублей, что в 2 раза меньше, чем финны вложили в развитие "К–рауты".
В сентябре с должности гендиректора "К–рауты" ушел Павел Локшин, проработавший в компании более 3 лет (с 2013 по 2016 год), что породило новую волну разговоров на рынке об уходе Kesko из России.
Kesko наряду с корпорацией SOK (в России представлена сетью Prisma) — лидер на продуктовом розничном рынке Финляндии. В ее годовом отчете сообщается, что доля компании на рынке строительных товаров Финляндии — 41%, Литвы — 30%, а вот в России — только 2%. Финны так и не смогли занять сильные позиции в России. Хотя на петербургский DIY–рынок Kesko вышла еще в 2005 году, купив местную сеть "Строймастер", а на продуктовый — в 2012 году. В Infoline стоимость компании оценивают по ее годовому обороту. В 2017 году выручка сети может вырасти примерно на 3% и составить около 13,5 млрд рублей (без НДС), при этом компания, скорее всего, останется убыточной, говорит Михаил Бурмистров, гендиректор ИА "Инфолайн–Аналитика".
По его словам, "К–раута" за последние 6 лет понесла более 2 млрд рублей убытков. Успешная сделка по продаже сети "К–руока", которая также не принесла прибыли, могла подтолкнуть менеджмент Kesko к поискам покупателя и на бизнес в сегменте DIY, хотя его привлекательность существенно ниже, чем сети "К–руока".
В "220 Вольт" указывают, что в ситуации растущего давления со стороны "Петровича" и Leroy Merlin проявился главный нюанс модели "К–рауты" — это финский менеджмент, из–за которого компании, вероятно, сложно реагировать на быстрые перемены.

Финны уходят из России

Объем российского рынка DIY в 2016 году составил 1,33 трлн рублей, подсчитали в Infoline.
Россия — это крупнейший из соседних с Финляндией рынков, поэтому до 2010 года в Петербург пришли почти все известные финские ретейлеры. Концерн Kesko управлял сетями "К–раута" и Intersport, корпорация SOK — сетью продовольственных магазинов Prisma, а Stockmann — одежными сетями Seppala и Lindex.
В декабре 2010 года начал работу знаковый для города объект — Stockmann построил ТК "Невский центр".
Концерн Kesko дополнил свой портфель активов в России сетью продовольственных магазинов "К–руока".
Переломным моментом стал 2014 год и последовавший кризис. Основное преимущество финских ретейлеров — доступные европейские товары — в кризис обернулось главным недостатком. Из–за роста курса валют импорт подорожал, а продукты из Европы вообще попали под эмбарго.
Stockmann отказался от своих одежных сетей Lindex и Seppala, Prisma занялась оптимизацией, сократившись с 19 магазинов в Петербурге до 16. В этом году закрыл последние точки в России финский продавец текстиля Finlayson.
Но несмотря ни на что хоронить финский бизнес в Петербурге рано. Продолжают работу и развитие продавец предметов интерьера Pentik, продавец косметики Dermosil. Не отступает от долгосрочной цели — довести сеть до 30 магазинов — Prisma. Генеральный директор сети Prisma Ярмо Паавилайнен подтвердил "ДП", что планы не изменились: "Петербург — это большой и растущий рынок. Наша цель — продолжать развитие в долгосрочной перспективе".
Чтобы работать на российском рынке, нужно быть готовым к форс–мажору, считают эксперты. "Российский рынок напоминает американские горки. Здесь качаешься на качелях, и, чтобы на них удержаться, не нужно вкладывать в проекты больше, чем можешь позволить себе потерять, — говорил год назад Юсси Куутса, президент финской логистической компании Itella в России. — Нужно иметь подушку безопасности, чтобы не принимать в России решения в состоянии паники". Он признает, что ситуация на рынке очень сложная: проектов становится меньше, и инвестировать в них сложнее.
Авторы: Амера Карлос, Елена Домброва, Наталья Модель, Наталья Ковтун
Работать в России трудно. Западные банки очень скептически относятся к бизнесу в РФ после событий на Украине. Кредиты на российские проекты в Европе получить невозможно. А это сдерживает развитие многих идей. Но в этом году стало полегче — появилось больше определенности, стало проще планировать работу. Иностранные инвесторы чувствуют себя увереннее. Стало больше оптимизма. Но все понимают: то, что сейчас происходит, — это отскок рынка после падения. И как раньше уже не будет. Далее спрос, а значит, и рост иностранного бизнеса в России будут ограничены.
Андрей Хитров
гендиректор финской компании EKE
На рынке действительно ходят слухи о возможной продаже "К–рауты". У нас другой формат, поэтому мы не рассматриваем данный актив. Безусловно, в случае ухода с рынка такого крупного игрока, как "К–раута", ее доля распределится между оставшимися. Но в каком соотношении — это будет зависеть от эффективности работы каждого из конкурентов на DIY–рынке. На рынке скорее продолжается спад, а не восстановление спроса. И происходит консолидация рынка за счет ухода с него слабых игроков.
Евгений Мовчан
генеральный директор СТД "Петрович"
Петербургский рынок стагнирует из–за прихода Leroy Merlin, он оттянул на себя не менее трети всех продаж в сегменте отделочных материалов. В хорошем положении находится только "Петрович" с акцентом на hard DIY, на него приход Leroy Merlin практически не повлиял. Модель Leroy Merlin — низкие цены каждый день без систем лояльности. У других сетей цены чуть повыше, но есть системы лояльности. На выходе товары по стоимости оказываются одинаковы, но для потребителя, просто зашедшего в магазин, низкие цены без карточных систем гораздо привлекательнее.
Алексей Федоров
управляющий партнер ГК "220 Вольт"
Мы реализовали свой флагманский проект в России — ТРК "Охта–молл" — в одной из бывших промзон Петербурга. Объект успешно работает. Но новых девелоперских проектов наши финские собственники не планируют. Доходность этого бизнеса уже не та, что 10 лет назад, когда мы выходили на рынок. В городе нет внятной градостроительной политики. И поэтому сложно строить планы развития. Бизнес в России все больше напоминает рулетку. Но история "повезет — не повезет" — это не про бизнес. Мы не готовы так рисковать.
Анна Исакова
генеральный директор "Темпо–Инвест" (финский концерн SRV)