
Финская корпорация Kesko не смогла вывести на безубыточность свою DIY–сеть "К–раута" и занялась реорганизацией российского бизнеса, что вызвало разговоры об уходе компании из России.
Финская корпорация Kesko ликвидировала свои российские компании, которые занимались строительством и продажей нежилых зданий. Их реорганизация началась в 2016 году и закончилась в апреле. Участники рынка предполагают, что финны решили уйти с российского розничного рынка, продав последний актив — DIY–сеть "К–рауту". В числе претендентов называют УК "Старт" (сети "Старт" и "Домовой") Захара Смушкина, Leroy Merlin или продовольственную сеть. Infoline оценивает "К–рауту" в ее годовую выручку — 13 млрд рублей.
"К-Раута" опровергла продажу бизнеса в России
Реорганизация Kesko
Kesko реорганизует свои компании в России с июня 2016 года. К операционному юрлицу ООО "К–Раута Рус" присоединились три компании, которые занимались строительством и продажей нежилых зданий. Речь идет об ООО "Матч–Поинт", ООО "Бансемко" и ООО "Кеско Риэл Эстейт" (занималось поиском земельных участков для продовольственных магазинов "К–руока" и строительных "К–раута"). По данным "ДП", гендиректор ООО "Кеско Риэл Эстейт" Лааксо Клаус Микаэль уже покинул компанию. При нем выручка этой компании ежегодно росла, в 2015 году она составила 1,3 млрд рублей, а чистая прибыль — 113,5 млн рублей.
Как рассказали "ДП" несколько ретейлеров, "К–раута" ведет переговоры с УК "Старт". "Сотрудникам "К–рауты" объявили о том, что в сентябре компания будет работать под вывеской "Старт", заверив, что массовых увольнений не будет", — рассказал "ДП" топ–менеджер одной из DIY–сетей. Однако владелец УК "Старт" Захар Смушкин в разговоре с "ДП" информацию о покупке "К–рауты" опроверг. В России "Старт" владеет шестью одноименными строительными гипермаркетами и DIY–сетью "Домовой" (13 магазинов).
Другой топ–менеджер, ранее работавший в "К–рауте", рассказал, что Kesko, по всей видимости, еще в прошлом году приняла решение об уходе с российского розничного рынка. Директор по развитию одной из розничных DIY–сетей также отмечает, что вопрос о продаже последнего актива в России стал актуален для Kesko после продажи "К–руоки".
"Но, по моим данным, на переговоры они ни к кому не ездили. Продать "К–рауту" будет гораздо сложнее, чем продовольственную розницу: у местных операторов в городе магазинов достаточно, OBI не планирует серьезного расширения, а у Leroy Merlin своя планировка магазинов, перестраивать французам будет дорого", — говорит топ–менеджер. Ни "Петрович", ни "Максидом" предложений о покупке "К–рауты" не получали. Гендиректор "К–рауты" Артем Тараев на запрос "ДП" ответил через пресс–службу, что компания не планирует сворачивать бизнес в России: "Развитие компании на российском рынке продолжается в соответствии с ранее выбранной стратегией". Реорганизация юрлиц обусловлена оптимизацией работы компаний корпорации "Кеско" в России, говорит он: "Мы укрупнили бизнес, сократив таким образом часть расходов и увеличив прозрачность показателей деятельности".
Медленный уход
Миллиарды мимо кассы. Почему торговым сетям не удается победить коррупцию в отрасли
Напомним, что впервые об уходе Kesko из России заговорили в середине 2016 года, когда финский ретейлер стал искать покупателей сначала на сеть Intersport, затем на продуктовую сеть "К–руока". В итоге спортивную сеть купила группа частных инвесторов, а продуктовую — петербургская "Лента". Сумма сделки с "Лентой" составила 11 млрд рублей, что в 2 раза меньше, чем финны вложили в развитие "К–рауты".
В сентябре с должности гендиректора "К–рауты" ушел Павел Локшин, проработавший в компании более 3 лет (с 2013 по 2016 год), что породило новую волну разговоров на рынке об уходе Kesko из России.
Kesko наряду с корпорацией SOK (в России представлена сетью Prisma) — лидер на продуктовом розничном рынке Финляндии. В ее годовом отчете сообщается, что доля компании на рынке строительных товаров Финляндии — 41%, Литвы — 30%, а вот в России — только 2%. Финны так и не смогли занять сильные позиции в России. Хотя на петербургский DIY–рынок Kesko вышла еще в 2005 году, купив местную сеть "Строймастер", а на продуктовый — в 2012 году. В Infoline стоимость компании оценивают по ее годовому обороту. В 2017 году выручка сети может вырасти примерно на 3% и составить около 13,5 млрд рублей (без НДС), при этом компания, скорее всего, останется убыточной, говорит Михаил Бурмистров, гендиректор ИА "Инфолайн–Аналитика".
По его словам, "К–раута" за последние 6 лет понесла более 2 млрд рублей убытков. Успешная сделка по продаже сети "К–руока", которая также не принесла прибыли, могла подтолкнуть менеджмент Kesko к поискам покупателя и на бизнес в сегменте DIY, хотя его привлекательность существенно ниже, чем сети "К–руока".
В "220 Вольт" указывают, что в ситуации растущего давления со стороны "Петровича" и Leroy Merlin проявился главный нюанс модели "К–рауты" — это финский менеджмент, из–за которого компании, вероятно, сложно реагировать на быстрые перемены.

Финны уходят из России
Объем российского рынка DIY в 2016 году составил 1,33 трлн рублей, подсчитали в Infoline.
Россия — это крупнейший из соседних с Финляндией рынков, поэтому до 2010 года в Петербург пришли почти все известные финские ретейлеры. Концерн Kesko управлял сетями "К–раута" и Intersport, корпорация SOK — сетью продовольственных магазинов Prisma, а Stockmann — одежными сетями Seppala и Lindex.
В декабре 2010 года начал работу знаковый для города объект — Stockmann построил ТК "Невский центр".
Концерн Kesko дополнил свой портфель активов в России сетью продовольственных магазинов "К–руока".
Переломным моментом стал 2014 год и последовавший кризис. Основное преимущество финских ретейлеров — доступные европейские товары — в кризис обернулось главным недостатком. Из–за роста курса валют импорт подорожал, а продукты из Европы вообще попали под эмбарго.
Stockmann отказался от своих одежных сетей Lindex и Seppala, Prisma занялась оптимизацией, сократившись с 19 магазинов в Петербурге до 16. В этом году закрыл последние точки в России финский продавец текстиля Finlayson.
Но несмотря ни на что хоронить финский бизнес в Петербурге рано. Продолжают работу и развитие продавец предметов интерьера Pentik, продавец косметики Dermosil. Не отступает от долгосрочной цели — довести сеть до 30 магазинов — Prisma. Генеральный директор сети Prisma Ярмо Паавилайнен подтвердил "ДП", что планы не изменились: "Петербург — это большой и растущий рынок. Наша цель — продолжать развитие в долгосрочной перспективе".
Чтобы работать на российском рынке, нужно быть готовым к форс–мажору, считают эксперты. "Российский рынок напоминает американские горки. Здесь качаешься на качелях, и, чтобы на них удержаться, не нужно вкладывать в проекты больше, чем можешь позволить себе потерять, — говорил год назад Юсси Куутса, президент финской логистической компании Itella в России. — Нужно иметь подушку безопасности, чтобы не принимать в России решения в состоянии паники". Он признает, что ситуация на рынке очень сложная: проектов становится меньше, и инвестировать в них сложнее.
Авторы: Амера Карлос, Елена Домброва, Наталья Модель, Наталья Ковтун

