Блоги «ДП». Как не нужно выбирать исполнителя бизнес-плана

 

Автор – глава компании "Питер-Консалт"
Разобравшись с ценой бизнес-плана, многие заказчики задают следующий по популярности вопрос: "А вы уже делали бизнес-план для моей отрасли?"
Раньше я пытался объяснять, что опыт, полученный при разработке бизнес-плана в той же отрасли, но для другой территории, да еще несколько лет тому назад, вряд ли пригодится нам для решения задачи заказчика. Но теперь, по счастью, список отраслей, для которых мы разрабатывали бизнес-планы, весьма обширный, и я, не вдаваясь в детали, с гордостью отвечаю на вопрос заказчика утвердительно и начинаю расти и в его глазах.
Приведу пример в помощь коллегам, не обладающим таким обширным портфолио. Недавно к нам обратился заказчик, планировавший выращивать тепличные овощи методом аэропоники в Ленинградской области. Мы получили этот заказ только потому, что 2011 году разработали бизнес-план по выращиванию салата тем же методом, но на Камчатке.
До сих пор не могу понять, какой такой опыт помог нам успешно справиться с новым бизнес-планом. Технология аэропоники ушла с тех пор далеко вперед. Маркетинговая ситуация сейчас на этом рынке совсем другая и во многом определяется эмбарго на ввоз продовольственных товаров и мерами по поддержке сельхозпроизводителей. С геотермальными источниками, которые собирались использовать для обогрева теплиц на Камчатке, в Ленинградской области напряженка. Ничего общего между этими бизнес-планами не было, но все остались довольны.
Ценность отраслевого опыта при разработке бизнес-планов вызывает сомнение потому, что для хорошего бизнес-плана информацию об отрасли нужно получать "здесь и сейчас". То есть, несмотря на опыт 2011 года, разрабатывая новый бизнес-план выращивания тепличных овощей, нам пришлось провести то же самое исследование рынка, которое мы бы провели, не зная, что такое аэропоника.
Компетенция разработчиков бизнес-планов заключается не в обладании отраслевым опытом, а во владении методиками анализа рынка, маркетингового и финансового планирования. Необходимые для бизнес-планирования данные об отрасли разработчики получают от экспертов рынка и в ходе маркетингового исследования, которое нужно проводить с учетом всех обстоятельств конкретного бизнес-плана: даты создания, территории, цели разработки и т.д. Так что при выборе исполнителей полезнее убедиться в их владении методикой бизнес-планирования, а не в отраслевом опыте.
Мы ежедневно анализируем запросы, по которым пользователи Интернета посещают наш сайт. В день написания этой статьи обнаружили два запроса, расположившихся рядом по времени: " что такое бизнес план и как его составлять" и "сколько можно заработать на составлении бизнес-планов". Еще один "разработчик" бизнес-планов вышел на рынок …
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей – в «Блогах «ДП»