Премьерный показ: как маркетологи использовали образ Дмитрия Медведева

Автор фото: Сергей Ермохин

В центре Петербурга появился плакат с изображением Дмитрия Медведева, рекламирующий один из городских баров. Не сильно популярный в народе из-за своих неоднозначных высказываний, премьер-министр тем не менее заслужил внимание маркетологов благодаря все тем же высказываниям.

В социальных сетях появилось фото с рекламой петербургского бара, изображающей премьер–министра РФ Дмитрия Медведева с бокалом коктейля, а под ним красуется надпись: "Красивая жизнь".
Рекламный стенд пользователи сфотографировали на пересечении Стремянной ул. и Владимирского пр. Заведением, разместившим портрет премьер-министра оказался бар Bonvivan, там рассказали: "Реклама наша. Установили ее около 10 дней назад. В связи с последними событиями, считаем, что актуально получилось". Там пояснили, что считают Дмитрия Медведева своим персонажем, отметив, что название бара означает человека живущего в свое удовольствие.
"Клиентов может и не мотивирует идти, но внимание привлекает", — рассказали представители бара.
Хотя это уже не первый раз, когда фигуру премьера используют в рекламе (причем, вероятнее всего, без его ведома), к каким–либо видимым последствиям это приводило крайне редко, несмотря на то что с юридической точки зрения к тем, кто размещает такую рекламу, могут возникнуть претензии.
"Формально господин Медведев и его изображение охраняются ст. 152, ч. 1 Гражданского кодекса "О защите лица, изображенного на фотографии, от использования, в том числе и в рекламе", — говорит адвокат и владелец юридической компании "Усков и партнеры" Вадим Усков. — Если представить, что Дмитрий Медведев как гражданин обратится к этой компании с требованием убрать свое изображение, то у него высокие шансы выиграть такой иск. Но практика показывает, что ни использованный в рекламе премьер, ни президент, ни прочие государственные фигуры не пользуются этим правом, предоставленным ГК.
С юридической точки зрения изображение без разрешения запрещено, неважно, премьер–министр это или обычный человек. Также есть антимонопольная служба, но для того, чтобы они начали действовать, необходимо обращение. С другой стороны, сложно сказать навскидку, какая часть закона о рекламе здесь нарушается.
Если бы были использованы государственные символы (флаги, герб), то можно было бы говорить о нарушении".

Держитесь, это русиано

Хотя премьер–министр, президент и другие представители власти обычно не обращаются в суд, есть мнение, что проблема может решаться по звонку из кремлевской администрации.
Действительно, ранее появлявшиеся на плакатах изображения или высказывания того же Дмитрия Медведева, как правило, исчезали в считаные дни. Так, например, было с рекламой оператора Tele2.
"Конкуренты, но вы держитесь там! Всего вам доброго, хорошего настроения, здоровья!" — гласила надпись на шести рекламоносителях в столице.Провисели плакаты недолго — всего через 3 дня их сняли. Зачем сняли, в Tele2 так и не объяснили, только отметили, что расторгли контракт с агентством, которое разместило рекламные носители с текстом.
Похожая участь постигла и рекламу Альфа–Банка. Кредитная организация решила использовать высказывание премьер–министра на баннере в социальной сети в Facebook, но также удалила его через несколько дней. В банке объяснили, что никаких жалоб не получали, но "у каждого рекламного объявления свой жизненный цикл".
Предложение переименовать кофе американо в русиано, долгое время приписываемое главе правительства, так же как и фраза "денег нет", стало обсуждаемым в социальных сетях и даже попала в топ–10 мемов года в России по версии Google Trends.
Это, конечно, порадовало маркетологов, имеющих отношение к ресторанам и кафе. В нескольких из них в меню тут же появилось то самое русиано, а Burger King, использующий любое заметное событие для продвижения своей продукции, объявил, что в течение 2 недель будет продавать расхваленный премьер–министром напиток.

Здоровый отдых

Когда ажиотаж вокруг повсеместного переименования американо в русиано сошел на нет, фото с премьер–министром выложила в своем Instagram кофейня CoffeeBarBerry, находящаяся неподалеку от курорта "Архыз". За спиной Дмитрия Медведева можно было разглядеть меню, в котором числилось и русиано. Попытка похвастаться именитым гостем превзошла, пожалуй, все ожидания — владельцы кофейни наверняка и предположить не могли, насколько популярным станет фото. Правда, в соцсетях больше внимания обратили не на саму кофейню, а на тот факт, что премьер–министр, если верить словам российского президента, значился больным в момент, когда его запечатлели на горнолыжном курорте.
Это не первый раз, когда отдыхающий Дмитрий Медведев привлек внимание к себе и к компании, решившей использовать его образ.
В 2011 году на YouTube разместили вирусный рекламный ролик, в котором при помощи монтажа занимавшего тогда президентский пост Медведева поместили на пляж. В видео, рекламирующем услуги туристической фирмы, президент сначала выступал с новогодним обращением, а позже, когда соответствующие декорации уносили, продолжал говорить, уже стоя на пляже, фотографируясь с девушками в бикини и играя в волейбол. В том же году в центре Москвы ненадолго появился плакат с Медведевым и Путиным, якобы рекламирующими продукцию ЦУМа. Президент и премьер–министр были одеты в белые шорты и рубашки поло, а Медведеву также досталась ракетка для игры в сквош. Плакаты провисели всего один день, а позже бесследно исчезли.