Андрей Архангельский Все статьи автора
14 апреля 2017, 14:35 564

Преступление и покаяние. Рецензия на очень русский фильм "Последствия", снятый далеко за океаном

Фото: Кинопоиск

Американский кинематограф с буквальной точностью воспроизводит собственные происшествия недавних лет, как было, например, с "Чудом над Гудзоном". Но не менее распространен там и жанр "переработки" чужой истории — с переносом ее на американскую почву. Сценарий Хавьера Гульона написан по мотивам трагедии над Боденским озером (2002) и последовавшего убийства авиадиспетчера Нильсена (2004), в котором был признан виновным Виталий Калоев.

Банальность добра. Фильм "Жена смотрителя зоопарка" режиссера Ники Каро

Банальность добра. Фильм "Жена смотрителя зоопарка" режиссера Ники Каро

651
Андрей Архангельский

Тут, конечно, возникает вопрос: как вообще рассказать эту историю максимально этично? И вот идешь на фильм еще и с этой целью — посмотреть, как кинематограф справится с этой задачей. Справляется, надо сказать, блестяще, фильм не обвинишь в необъективности, в подыгрывании одной из сторон. К тому же моральные акценты расставлены максимально точно.

Главный герой фильма живет в Америке, работает строителем, его зовут Роман, он родом из СССР. Фильм дотошно повторяет какие–то детали жизни Виталия Калоева в период 2002–2004 годов. Но авторам удается сразу превратить эту историю в универсальную. Они, с одной стороны, дают понять, что причина авиакатастрофы — цепь трагических случайностей, с другой стороны, авторы подчеркивают, что и убийство диспетчера было также спонтанной реакцией, результатом трагического стечения психологических обстоятельств.

Американцы настойчиво продолжают учиться у Достоевского и Толстого, вводя их сюжеты в пласт массовой культуры.

В конце тюремного срока мы видим Романа, прислонившегося к дверному косяку камеры, до его ушей долетают какие–то строки. Заключенный читает сокамерникам некое произведение. Первое, что приходит в голову, — какой–то религиозный текст, уж очень все благочинно слушают. Прислушавшись, однако, мы понимаем, что читает он финал "Преступления и наказания", и это придает фильму какое–то невероятно высокое звучание.

Трагедия превращается в горький этический урок. Роман прозревает точно так же, как и Раскольников. Сын погибшего диспетчера, которого Роман встретит на кладбище, лишь подтвердит эту высокую ноту.

Это фильм о прощении, а не о наказании. О том прощении, которое происходит не здесь, не между людьми, а где–то там, несоизмеримо выше. Всех жалко. В итоге ты сидишь и думаешь: разве можно этот фильм было снять как–то иначе?

Мы еще ни разу не упомянули исполнителя главной роли, Романа, — это Арнольд Шварценеггер. Конечно же, такая актерская задача была ему интересна: это прежде всего психологическое кино. И актер тут впервые, может быть, играет не сильного человека, а бессильного, который ничего не может поделать ни с обстоятельствами, ни с самим собой. Когда служащие авиакомпании предлагают ему компенсацию — чтобы он забрал иск, уговаривают его закончить дело "деньгами", герой медленно достает из внутреннего кармана затертую фотографию, на которой — его погибшие родственники, и произносит короткий монолог: "Никто… никто не попросил прощения. Никто из тех, кого я тут встречал, не извинился передо мной. Я хочу просто услышать человеческое слово. Одно слово".

Космос внутри. Рецензия на фильм "Время первых"

Космос внутри. Рецензия на фильм "Время первых"

1379
Андрей Архангельский

Очень русское кино, словом. Снятое далеко за океаном.

Новости партнеров
Реклама