Дмитрий Грозный отправился в "Дегтярные бани", но вовсе не для того, чтобы махать веником. Просто там открылся ресторан "Банщики".
"А гречишная хорошо подойдет к вареникам, именно к сладким", — уточняет официантка Вероника: без разговора о настойках в ресторане под названием "Банщики" совершенно точно не обойтись.
На этом месте каких только ресторанов уже не было — Gusto, Simple Bar, Sculptors, и все заведения старались деликатно дистанцироваться от соседей по зданию и даже сделали отдельный вход. Теперь объявление на этой двери гласит: "Вход в ресторан "Банщики" через центральный вход в "Дегтярные бани". Это настраивает на какой–то совсем ироничный лад, особенно когда ты почти нос к носу сталкиваешься, так скажем, с типичным любителем попариться. Поневоле начинаешь вспоминать шутки про баню и заранее рисуешь в голове лубок в стиле а–ля рюс с шайками–лейками и вениками. И веник действительно был. В единственном экземпляре он торчал из какой–то медной емкости рядом с гардеробом. На этом банная тема себя полностью исчерпала (если не считать сложенных в нескольких местах березовых поленниц): "Банщики" — без всяких натяжек солидный ресторан для солидных гостей. На первом этаже откровенно темновато, так что лучше сразу отправляться к чугунной винтовой лестнице. Окна здесь почти в пол, большие столы застелены белоснежными скатертями, а столовые приборы подают с льняными салфетками, и на русскую специфику заведения намекает разве что повторяющийся несколько раз орнамент, изображающий дубовую ветку. Есть еще отдельный "кабинет", вернее, целая квартира, в которой и гостиная, и парадная столовая с монументальной хрустальной люстрой.
Саундтрек "Банщиков" состоит из европейских поп–хитов 1980–х, Макаревича, и лишь иногда играет что–то совсем уж ностальгическое. Для того чтобы гости не скучали в ожидании заказа, на подложках под тарелки напечатан кроссворд, правда, карандашей никто не предлагает.
Меню ожидаемо русское, но вот то, чего совершенно не ожидаешь, — насколько это нетривиальное русское меню. Удивляться начинаешь уже на первой странице, когда в разделе завтраков обнаруживаешь овсяные, солодовые и льняные блины (260–340 рублей), а также сименуху — гречневую кашу с белыми грибами, яйцом и луком (290). Дальше все идет только по нарастающей. Нет, дежурные винегрет (240–280), оливье (320–390), котлета по–киевски (390) и пельмени (340–440) тоже на всякий случай имеются, но кроме этого здесь громадное количество блюд, которых днем с огнем не сыщешь. Пожалуй, выбор даже слишком велик. Шеф Станислав Левохо самостоятельно печет луковые булочки и ржаные краюшки, делает суджук (240) и бастурму (290), коптит омуль, нерку и осетрину (290–680), готовит мясной хлеб из свинины с черносливом (290) и т. д. Одна из самых величественных глав "Банщиков" посвящена кашам, есть даже гороховая с зеленью (190). В карте напитков почти дюжина домашних настоек (160), в том числе из грецкого ореха и радиолы розовой, и большой выбор вин бывших братских республик, самое демократичное из которых — азербайджанское полусладкое — стоит 280 рублей за бокал.
Официантка Вероника меню знала назубок, и практика показала, что плохого она не посоветует. Единственно, она перепутала пшенную кашу с пшеничной, но общего впечатления это не испортило.
Рыбу для салата с горбушей горячего копчения готовили в ресторане, и это очень заметно. Все просто: молодой картофель, огурцы, помидоры и салатные листья с лимонной заправкой, а результат отличный. Борщ (его подают с краюшками с салом) и грибной суп — блюда щедрые с точки зрения и вкуса, и размеров. Многим такая тарелка заменит целый обед.
К восторженным эпитетам русский человек, как правило, относится настороженно, но ничего не могу с собой поделать: ржаные вареники, начиненные сулугуни и творогом, в сопровождении чуть припущенного шпината и кефирного соуса — это откровение. И можно сказать, наш ответ равиолям с рикоттой и шпинатом.
Роль тарелки для рагу из бычьих хвостов (590) играет целиковый корень сельдерея. И неслучайно: растомленное или даже разнеженное мясо сочеталось с сельдереевой кашей. Немного разочаровала разве что пшеничная каша, вернее, утиное мясо, которое было пересушено.
Вареники здесь можно брать и на десерт. Вареников с вишней (340) ярко–бордового цвета мне раньше встречать не приходилось. Им сопутствовал легчайший сметанный крем, а вот в соусе было, пожалуй, многовато крахмала. Да, конечно, я помнил про гречишную настойку. Вы пробовали когда–нибудь пить гречневую кашу? Попробуйте!