Вкус истории. О ресторанах, чье имя и местоположение известны не одному поколению петербуржцев

Гастрономическая карта города обновляется очень быстро — одни рестораны закрываются, другие распахивают двери. Но есть в Петербурге места, неподвластные времени и скоротечной моде. О заведениях с долгой историей — в обзоре "ДП".

Старейший петербургский ресторан, сохранивший свое историческое местоположение и родовое имя, — "Палкинъ". Отобедать раковыми шейками и тушеным кроликом в здешних роскошных интерьерах любили Чехов, Лесков и Салтыков–Щедрин. Но революция не пощадила ни мраморные лестницы, ни бассейн со стерлядями, а в 1925 году ресторан вообще перестроили в кинотеатр. В 2002–м после реставрационных работ под руководством специалистов Эрмитажа "Палкинъ" вновь открыл свои двери для посетителей.
Другой почетный старожил — "Метрополь" на Садовой. В советское время в нем столовалась вся партийная верхушка и высокопоставленные зарубежные гости — от Рейгана до Ширака, а отгулять здесь банкет было показателем наивысшего статуса. В 2009 году ресторан получил новую жизнь, открывшись под именем Brasserie de Metropole — с голландско–французской кухней, бельгийским пивом из собственной пивоварни и остатками былой роскоши в интерьере.
А стены знаменитого ресторана "Европа" (расположен в "Гранд Отеле Европа"), первого в России ресторана с электрическим освещением, помнят королеву Елизавету II, Стравинского, Айвазовского и Шаляпина.
Интерьеры в стиле ар–нуво практически не менялись с открытия в 1905 году. Витражное панно и мозаичный потолок авторства самого Бенуа, вышколенный сервис и неизменно высокая кухня помогают и по сей день сохранять атмосферу начала ХХ века.

Сладкие воспоминания

О тех временах хранит память и кафе "Абрикосовъ", выросшее на месте бывшего кондитерского магазина "Товарищества А. И Абрикосова Сыновей". В честь славных предков здесь даже открыт небольшой музей, где можно познакомиться с историей именитой династии. Или просто выпить чашечку кофе под сводами старинного деревянного потолка.
На месте современного кафе «Абрикосовъ» ранее располагался кондитерский магазин крупного предпринимателя Абрикосова, владевшего кондитерскими и чайными магазинами.
В соседнем доме расположилась кондитерская "Север". Проще всего найти сладкую легенду Невского проспекта по силуэту белых мишек в витрине. Очередь за булками выстраивалась сюда еще в далеком 1903 году, а советские хиты — торт "Белая ночь", пирожное "картошка" и "ленинградское" по–прежнему любимы большими и маленькими сладкоежками.
Память еще об одной сладкой Мекке хранит "Литературное кафе" на углу Невского и Мойки. Когда–то на этом месте располагалась швейцарская кондитерская "С. Вольфа и Т. Беранже", в которой встречались лучшие литературные умы Петербурга, а солнце русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин, и вовсе отправился отсюда на роковую дуэль на Черной речке. Теперь поклонники искусств собираются здесь по выходным — послушать фортепиано и стихи современников.
Звезды Серебряного века гуляли в кабаре "Бродячая собака". Завсегдатаями местных ночных антреприз были Анна Ахматова и Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский и Всеволод Мейерхольд. Яркий культурный феномен просуществовал коротких 3 года и в 1915 был закрыт полицией. Но время не властно над искусством — сегодня в одноименном арт–кафе, расположенном в историческом подвале на Итальянской, по–прежнему устраивают поэтические и музыкальные вечера.

Пышки — наше все

Однако живучей всех оказывается советский фаст-фуд, и первенство здесь держит пышечная на Конюшенной, по привычке ласково называемая старшим поколением "на Желябова" — немудрено, ведь в этом году культовый общепит отметит свой 59–й день рождения. С 1960–хх здесь мало что изменилось — все тот же аскетичный интерьер, придворный кот Рыжик, бумага вместо салфеток и его высочество пышки, зажаренные на советском автомате и щедро посыпанные сахарной пудрой.
Всенародная любовь горожан обеспечила кафе место в особой Красной книге памятных мест (вместе с вышеупомянутыми "Севером" и "Литературным кафе").
Пирожковая "Хозяюшка" на Московском проспекте заслуживает как минимум медали за верность традициям — рецепт местных пирожков не меняется уже полвека. Безусловный хит — беляш и яйцо в тесте. Запивать все это нужно бульоном из кубика и бочковым кофе со сгущенкой. А любителей чебуреков ждут в "Салхино".
Знаменитая "Чебуречная на Майорова" недавно отпраздновала 55–летний юбилей. Местные сочные чебуреки по 32 копейки помнит каждый уважающий себя ленинградец. Родом из советского прошлого и "Демьянова уха", где вот уже 45 лет готовят лучшего судака и осетрину. Антураж русской избы тоже на месте, правда добавился еще один новый зал.
Чебуречная на Майорова в этом году отметила 55–летний юбилей.

Оживший модерн

Если атмосфера избы вам не по нраву, тогда отобедать можно в настоящем особняке в чеховских мотивах.
Ресторан "Наша Dacha" удачно расположился в загородном доме Анны Вырубовой — фрейлины последней русской императрицы, подруги Распутина и талантливой мемуаристки. До 2010–х этот шикарный образец дачного модерна стоял в запустении, но, попав под крыло ведущего ресторанного холдинга Ginza Project, вернулся к жизни.
Репинская дольче вита — это Башня поцелуев с единственным столиком на двоих, шум сосен и умиротворяющий вид на Финский залив в комплекте.
Еще один ресторан с историей находится в Петербурге на набережной Мойки, 72.
Помпезный "Дом" занял особняк Кондратия Рылеева, одного из идейных вдохновителей декабристов. Именно здесь впервые увидел свет знаменитый альманах "Полярная Звезда", и здесь же мятежники в последний раз собрались перед восстанием. Теперь тут подают высокую русскую кухню под аккомпанемент вина и задушевных романсов.