Сами себе инвесторы: как растет российский рынок краудфандинга

По итогам IV квартала 2016 года российский рынок краудфандинга показал рост, следует из отчета ЦБ РФ. При этом объем инвестиций остается маленьким.

Рынок краудфандинга по итогам IV квартала 2016 года составил 338,4 млн рублей, следует из отчета Банка России. Показатели основываются на данных 10 крупнейших площадок, обеспечивающих услуги взаимного кредитования (p2p) и поддержки инвестиционных проектов. Рост отмечается на всех фронтах. Так, в сегменте p2b (поддержка физлицами бизнес–проектов) показатели выросли на 51% по отношению к III кварталу 2016 года, до 173 млн рублей. Количество сделок увеличилось на 64%.
Сегмент p2p в IV квартале вырос более чем на 50%, общая сумма сделок составила 46,1 млн рублей. Еще меньше в сегменте b2b (бизнес для бизнеса) — 37 млн рублей, несмотря на трехкратный рост в IV квартале. В целом регулятор оценивает рынок краудфандинга по итогам 2016 года в 1–2 млрд рублей. Этими сервисами пользуется до 10 тыс. россиян.

Альтернатива банкам

ЦБ позитивно оценивает интерес россиян к бизнесу на онлайн–площадках. Это "соответствует стратегической цели регулятора по повышению финансовой доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства", говорится в письме ЦБ. Рост рынка обусловлен непростой экономической ситуацией, считают участники рынка. "Многие обращаются к краудфандингу как альтернативному источнику финансирования. Так, на Planeta.ru (платформа привлекла 611 млн рублей за 5 лет. — Ред.) в среднем в день запускается около 20 проектов", — говорит генеральный директор Planeta.ru Федор Мурачковский. Вложения в бизнес–проекты составляют лишь 9% от общей суммы. За свое финансовое участие люди получают копию готового продукта, в разработку которого вкладывались. В редких случаях инвесторам предлагают акции компаний. Настоящая возможность заработать остается в сегменте p2p.

Риски велики

Взаимное кредитование остается рискованным, акцентирует внимание ЦБ. Нет гарантий возврата средств, в том числе и в случае технических проблем p2p–площадки. Существуют риски неверной идентификации. "Отсутствует уверенность, что "виртуальный контрагент" по площадке реально существует или что заемщиком не использованы данные третьего лица без его ведома", — комментирует регулятор. Также на p2p–площадках невысокое качество скоринга и проверки бизнес–проектов.
ЦБ не раскрывает консолидированные данные по просроченной задолженности. Собирать статистику регулятор начал лишь в III квартале 2016 года — до этого ЦБ анкетировал ключевых игроков. "В среднем дефолт по первичным займам сроком до 30 дней составляет 15%, просрочка по вторичным займам — менее 5%", — говорит основатель сервиса Fingooroo Ольга Святченко. За 2016 год ставки для заемщиков сократились в среднем с 0,7 до 0,5% в день. "Это связано с уменьшением просрочки", — считает Святченко.
Как показывает мировая практика, с ростом p2p–кредитования растут и проблемы. Например, по данным Кембриджского центра Alternative Finance, онлайн–кредитование в Китае достигло $52,44 млрд в 2015 году. При этом треть получателей p2p–кредитов испытывали проблемы с их возвратом. В 2016 году 40% всех зарегистрированных p2p–платформ Китая можно отнести к проблемным. Об этом пишет Банк России в обзоре регулирования финансовых рынков, ссылаясь на Комиссию по банковской деятельности Китая (CBRC). В связи с этим CBRC начала вводить ограничения для p2p–платформ. В первую очередь по сумме займа на одного заемщика — до 200 тыс. юаней (1,9 млн рублей) на одной платформе и не более 1 млн юаней (9,4 млн рублей) на всех p2p–площадках. Самим p2p–платформам запрещено использовать деньги инвесторов и выступать в качестве кредитора, а также выходить на контакты с клиентами вне Интернета.
Механизм регулирования российских p2p–компаний ЦБ пока не придумал. "Рынок пока слишком маленький. Если сейчас ввести какие–то законы, то они могут быть просто нежизнеспособными. И получится, что новый росток финансовых продуктов не будет развиваться", — заключает гендиректор "Вдолг.ру" Антон Тарасов.