Александр Агамов Все статьи автора
21 марта 2017, 10:53 2987

Как устроен теневой бизнес на китайских туристах

В последнее время в Петербурге много говорят о нелегальных гидах, которые работают с китайскими туристами. Но есть еще более масштабные схемы — это туры "за ноль долларов", которые предлагают путешественникам серые предприниматели.

Летом в Петербурге ждут миллион китайских туристов

Летом в Петербурге ждут миллион китайских туристов

1060
Лилия Агаркова

Работает схема так: зарегистрированные в Китае компании продают китайским туристам очень дешевые путевки (их и называют туры "за ноль долларов"). Эти самые туры могут стоить дешевле, чем перелет и размещение. А прибыль обеспечивают уже в России с помощью сопровождающих группы. Они водят туристов по ресторанам и магазинам, с которыми договорились предварительно и где товары оплачивают по завышенным в разы ценам. Часть прибыли уходит сопровождающему группу лицу и организаторам схемы в Китай. Часть остается магазинам.

Очевидно, везде, где присутствует теневой бизнес, он создает неравные условия для конкуренции, и это вредит местным предприятиям. То есть мы говорим уже не о том, что какие–то компании выигрывают, а какие–то проигрывают на открытом рынке, а о том, что заведомо нечестный и некачественный продукт выигрывает у качественного.

Теряют от этого все, кто так или иначе связан с гостеприимством: это и отели, и рестораны, и музеи, и, безусловно, розничная торговля, и производители. Ведь на пути следования групп могут стоять прекрасные магазины с товарами местного изготовления от компаний, которые формируют свой качественный задекларированный продукт. А китайский турист, сам того не зная, проходит по маршрутам, специально для него созданным, где его "выжимают" и он платит за все втридорога. А ведь китайский турист если не самый, то один из самых щедрых туристов в мире. И в России есть что покупать.

Но надо понимать, что при таком значительном объеме серого турпотока его обслуживает и часть российских легальных гидов. Это признавать не очень приятно, но это факт. И не все хозяева магазинов, которые договариваются с такими группами, принадлежат китайцам — есть и местные компании, которые обманывают своих соседей. Это вопрос не обвинений и паники, а диалога, который нужно настроить для того, чтобы предприниматели с обеих сторон постепенно выходили из тени. Нужно понять, почему так происходит, где лазейки в законодательстве и как их устранить. Всем здоровым участникам рынка необходимо для этого объединиться и признать, что правовой водораздел проходит не между плохим китайским и хорошим российским бизнесом, а между честными предпринимателями и участниками серых схем — с обеих сторон.

Автор — заместитель исполнительного директора  НП "Мир без границ"

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама